Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом

Перестройка в Казахстане

Политика перестройки в Казахстане (1985-1991 гг.).
Основные этапы и их характеристики.
Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.
Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников
– показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора.
Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа:

1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно- совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения

НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность.

Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить.

2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.

3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев.

16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах.

Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г.
Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение -
«Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г.Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.

-----------------------------------

Перестройка в СССР – основные этапы. К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в сотоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обговления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.

В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социаль-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истрии перестройки явственно различимы четыре этапа:

1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».
2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги – «больше демократии» и «гласность».
3-й этап -1989 -1990 гг. период «разброда и шатания». Для этого периода характерен был раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
4-й этап – 1990 – 1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы. Политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

В 1986 году в экономической жизни страны появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма прачевны, в конце 1987 года не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции.

В социальной сфере был дан старт нескольким компаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социальную демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

Развитие экономических реформ определили две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектор экономики.

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согластно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход не внешний рынок.

В политической области параллельно М.Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие – гластность, под которым власть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным илеалом – «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни».

Политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийной аппарат, совместить должность первого секрктаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создание поста Президента СССР. Эта реформа привела к восстановлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть Исполнительная власть

Съезд народных депутатов СССР
Президент СССР
Верховный Совет СССР

На III Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев.

В 1988-1989 гг. с принятием целого пакета законов (о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т. Д.) был существенно либерализован политический климат в стране, что в свою очередь, резко активизировал политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций в частности. С 1989 года понятие «рынок», «политический плюрализм», «правовое государство», «гражданское общество», «новое мышление во внешней политике» прочно прописались в политическом лексиконе.

Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова представило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. В противовес программе Совмина летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством Г.Явлинского и С.Шаталина. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М.Ю.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод Советских войск из Афганистана.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть коммунистические партии в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревших противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане.

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся Пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев и на его место поставлен Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю Казахстана как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря).

Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талдыкургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. После 900 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ- 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один - К.Рыскулбеков - по обвинению в убийстве С.Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: «Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…».

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республеканской партийной организации по интенациональному и патриотическому овспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана комиссия Президиума Верховного Совета Каз ССР оп окончательной оценке обстоятельств, связанных с событием в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года. Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов»-32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было прзнано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявление казахского национализма является ошибочным…»

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрижение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившегося первым секретарем ЦК Комунпартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника,недооценка возросшего самосознания народа.

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

Как политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана? Период с декабря 1986 года поиюнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популисткого характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.

Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решалась путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем ЦК КПСС Н.Назарбаева.

Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Верховным Советом был принят Закон Каз ССР о языках. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР бъявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. В дополнение к Закону в том же 1989 году, была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка. В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком «русскоязычной» частью населения республики. Мероприятия эти носили характер очередной компании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты.

Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостаятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года в республике был утвержден пост Президента Казахской ССР. На сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.