Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом

Хунну
В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну.
В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями.


В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Hyp властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с
Чжичжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение владетеля государства Кангюй, которое находилось на берегах
Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи в свои восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаныою в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей, Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюй- скими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь канпойского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.
Усиление Чжичжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили
Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне.
Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями.
Три отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на
Чаткальском хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем — из Восточного Туркестана, видимо, через перевал Бедель в Иссык-Кульскую котловину, где находилась ставка усуней Чигучен, затем в Чуйскую долину и к Таласу. Войска соединились у стен города Чжичжи.
Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены).
Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе.
По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.
Хозяйство хунну. Главную роль в жизни хунну играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбирались на горные кручи и преодолевали водные преграды. «В восхождении на склоны гор и спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади
Серединного царства уступают сюннуским», — писал китайский сановник Чао
Ко. Овца была также универсальным животным. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным, или экстенсивным скотоводством. У них существовала оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли».
Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу... По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование».
Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты патриархально- родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба... на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общественных отношений. В основе этого процесса лежало развитие производства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие иноземные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возросших потребностях верхушки общества.
Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной и личной собственности на скот.

Военная экспансия гуннов в центральной Азии

Заложив основы своего государства, шанъюй Модэ решил обезопасить его границы. В ответ на требования дун-ху о передаче им части земли, он пошел на них походом и наголову разбил не ожидающих нападения дун-ху. В итоге вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. Сразу после этого он напал на юэчжи и прогнал их на запад. Около 205-204г. подчинил себе Ордос.

Затем, воспользовавшись гражданской войной в Китае, совершил туда набеги. В 203- 202 годах до н.э. подчинил себе северные племена- хуньюй, кипчаков. Под ударами его конницы пало государство динлинов. После этого он начал постепенную экспансию на юг, в Китай, где только что закончилась гражданская война. Гунны осадили и подчинили себе крепость Маи, зимой 200 года подошли к городу Цзиньян. Император Гаоцзу (Лю Бан) лично повел войска против них, но в результате сильных холодов треть воинов обморозили руки.

Модэ притворным отступлением заманил в засаду лучшие части китайского войска и окружил авангард вместе с императором. Семь дней китайское войско сдерживало гуннов. Положение было безнадежным. Но Модэ неожиданно решил отказаться от дальнейшей борьбы, отпустил это войско и повернул в степи. Гаодзу и Модэ заключили договор “мира и родства” по которому Гаодзу отдавал за Модэ свою дочь и обязывался ежегодно посылать подарки.

Несмотря на определенные успехи, Модэ не смог продолжить экспансию. Причиной этого стали непрекращающиеся войны с юэчжи. Хунны были вынуждены соблюдать мир с Китаем. Когда один из пограничных князьков-гуннов напал на Китай, шанъюй отослал его на запад и принес извинения Китаю.

Вскоре, в 177 году до н.э., ценой мобилизации всех сил, гуннам удалось разбить юэчжей и захватить все княжества Восточного Туркестана и Усунь.

Сын Модэ, Лаошань-шанъюй, довершил начатый отцом разгром юэчжей. В 166 г. до н.э. он с 140-тысячной конницей вторгся в Китай, взял несколько городов и, даже, сжег летний дворец императора. Пока Китай готовил ответный удар, гунны ушли восвояси, не потеряв ни одного человека. После этого 4 года подряд гунны грабили Китай, пока, наконец, император Вэнь- Ди решил заключить с гуннами мир. Хунну признавалось государством, равным Китаю, причем Китай должен был ежегодно посылать скрытую дань в виде подарков. Смерть Лаошаня в 161 году не позволила ему решить вопрос о торговле. Его сын Гюньченю после 4 лет пререканий пошел на Китай новым походом. Разграбив пограничные территории, он увел свои войска от удара неприятеля. И так несколько лет подряд.

В 156 году в Китае разразился новый династический кризис, связанный с воцарением Цзин-ди. За невмешательство в ход дел гунны в 152 году получили от победившей династии новый договор, разрешающий свободную торговлю. Сверх того, шанъюю была отправлена в жены китайская царевна с большим подарком. Именно 152 год до н.э. считается кульминацией могущества гуннов в центральной Азии.

Несколько десятилетий после этого гунны сохраняют свою гегемонию, но затем стратегической инициативой овладевает Китай.

Начинается подлинная война Китая с Хунну, продлившаяся не одно столетие. Несмотря на то, что этот вопрос стоит несколько в стороне от нашего исследования, мы возьмем из него пример воинского искусства гуннов.

Яньжанское сражение 90 г. н.э.

Китай подготовил огромную, прекрасно обученную армию. Главная армия состояла из 70 тысяч всадников и 100 тысяч пехоты. Также по флангам шли еще две 40-тысячные армии. Шанъюй Хулугу для отражения этой угрозы провел полную мобилизацию своей страны. На западе против 40 тыс. воинов он выставил 25 тыс., на востоке против 30 тысяч конников и 10 тысяч пехоты выставил 30 тысяч всадников. А против главной армии – всего 50 тысяч.

Восточная часть китайской армии, углубившись в степь, так и не нашла противника и, измотанная беспрерывным маршем, пошла назад. Тут ее и атаковали гунны. В течение нескольких дней непрерывных атак китайцы отступали на юг, и в итоге от китайского войска осталась лишь малая часть, которой удалось дойти до границ Китая под защиту крепостей.

Западное войско, устав от преследования гуннов, также повернуло назад, не дожидаясь истощения коней.

Против основной китайской армии Хулагу-шанъюй выставил 6 тыс. пеших союзных динлинов. Они на некоторое время сдержали наступление китайцев, но в итоге были разбиты. Китайская армия продолжила наступление и у реки Джигюй встретилась с 20- тысячным отрядом гуннов, потеснила ее. Но эти арьергардные бои дали время шанъюю стянуть все силы. Видя изнурение своего войска, китайский полководец решает начать отступления. Но ночью, во время одной из ночевок китайцев, 50-тысячное войско гуннов под руководством самого шанъюя успевают окружить китайское войско и вырыть на пути у него глубокий ров. После чего утром с тыла произвели нападение. Здесь гунны показали умение использовать свое единственное преимущество перед прекрасно вооруженным и обученным китайским войском – маневренность: удары китайских воинов постоянно попадали в пустоту, тогда как гуннские стрелы всегда находили свои цели. Среди китайцев началась паника, и гунны наголову разбили превосходящее по численности вдвое войско.

Вновь восстанавливается гегемония гуннов в центральной Азии. Но ненадолго: держава Хунну постепенно разлагается изнутри и теряет завоеванные территории под ударами новых завоевателей- сяньбийцев, табгачей и жужуаней. Этот процесс занял несколько веков. В нем были и победы и поражения.

Список литературы

Кляшторный С.Г. Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982, с. 170

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.: “Восточная литература” РАН, 1997, с. 7-12

 

В Монголии откопали тайны народа хунну?

Вячеслав Локацкий, Правда.Ру, 11 февраля 2010

Раскопки, проведенные на территории Монголии, подарили археологам и генетикам очень ценные находки. Обнаруженные учеными человеческие останки, возможно, помогут пролить свет на происхождение древнего кочевого народа хунну. Существующими на этот счет гипотезами с "Правдой.Ру" поделился ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН Леонид Васильев.

Китайскими и монгольскими археологами, которые в течение последних пяти лет проводят раскопки на территории Монголии, обнаружено большое количество захоронений, произведенных здесь более тысячи лет назад - в период правления Уйгурского каганата.

Он был основан в 745 году в степи и пришел на смену Тюркскому каганату - племенному союзу тюрок, который просуществовал около 200 лет и распался в 840 году. Согласно историческим источникам, это древнее государство располагалось на всей территории сегодняшней Монголии и северо-восточных районов Китая.

Найденные древние захоронения, различные по форме и конструкции, возможно, удалят еще несколько белых пятен в истории страны.

Так, недавно директор Института археологии Внутренней Монголии Чэнь Юнчжи сообщил, что совместная археологическая группа сделала очень интересную находку - скелет пожилого мужчины.

Останки старика были обнаружены недалеко от склепа Дуурлинг Нарз (Duurlig Nars), где обычно проводились захоронения представителей высоких чинов, одним из которых он возможно и являлся.

В его скелете были замечены неясные мутации Y-хромосом (мужских половых хромосом). А исследование структуры ДНК показало, что мужчина, судя повсему, "иноземец" - он, скорее всего, принадлежал к иной этнической группе. Что, возможно, указывает на его принадлежность к Хуннской Империи, господствовавшей на этой территории примерно в 200-100-е годы до нашей эры.

Народ хунну представлял собой конфедерации кочевых племен из Центральной Азии с правящим классом иноземного происхождения. Большая часть информации о хунну (или сюнну) исходит из китайских источников. То немногое, что известно об их названии и именах, переведено из древнекитайских рукописей.

Останкам, обнаруженным на востоке Монголии неподалеку от северной границы Китая, предположительно две тысячи лет. Судя по анализу ДНК, ученые считают, что это либо потомок европейских кровей, либо выходец из западной Азии. Однако он занимал важное положение в Хуннской Империи, как полагает генетик Киунг-Йонг Ким и его коллеги из Сеульского национального университета (Южная Корея), которые присоединились к исследованиям.

Поиски ответов на все загадки истории еще впереди - сотрудничество между китайской и монгольской сторонами в сфере археологии в ближайшие пять-десять лет продолжится. Этот проект, по мнению специалистов, сыграет важную роль в познании культуры древних кочевников Центральной Азии.

Какое значение находки монгольских и китайских археологов могут иметь для изучения происхождения кочевых народов, корреспонденту "Правды.Ру" прокомментировал ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН Леонид Васильев:

"Самобытность этнического ядра народа хунну является предметом разнообразных гипотез, поскольку в китайских источниках о них сохранилось совсем немного информации, в основном - имена вождей. Предположения ученых относительно их происхождения разделились: каковы корни этих кочевников - монгольские, тюркские или енисейские?

Не исключено, что хунну могут быть теми же гуннами - союзом племен, образовавшимся во II-IV веках путем смешения разных племен Великой Евразийской степи, Приволжья и Приуралья. Среди них были предки современных тюркоязычных, угро-финских и славянских народов. Однако эта гипотеза весьма спорная.

Изучение древних захоронений, обнаруженных на территории Монголии, анализ ДНК найденных останков, возможно, внесут ясность как в некоторые исторические моменты, так и в вопрос происхождения народов северо-востока Азии в целом".