Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

Оригинальный текст: // Тулибаева Ж.М. Персоязычные источники по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв. Астана: ЕНУ, 2006. - С. 154-180.

Бухарские источники

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").

Полное имя автора труда – Мухаммад Вафа ибн Мухаммад Захир Карминаги, однако, он более известен под именем Казий Вафа. Относительно биографии Казия Вафа мы располагаем скудными данными, которые известны главным образом из его сочинения. Казий Вафа родился в 1685 г. При Убайдаллах-хане (1702-1711) занимал пост библиотекаря (китабдар). По-видимому, на этой должности он оставался и при Абу-л-Файз-хане (1711-1747). Судя по тому, что деятельность Мухаммад Рахима (1753-1759), положившего начало новой династии в Бухаре, описана весьма подробно, автор труда был близким ко двору человеком.

Казий Вафа получил хорошее традиционное образование. Был хорошо знаком с классической персидской литературой, владел арабским языком, писал стихи. В сочинении встречаются стихи, написанные автором под псевдонимом (тахаллус) "Шухрат". Казий Вафа известен, главным образом, как автор труда "Тухфат ал-хани", написал ли он другие сочинения, нам не известно.

Казий Вафа писал свой труд почти вплоть до года смерти, т.е. "Тухфат ал-хани" был завершен в 1759 г. Сочинение написано на сложном по стилю среднеазиатском фарси, полно необычных длиннот, состоящих из множества цветистых и витиеватых оборотов, пересыщенных гиперболами, сравнениями. Видимо язык сочинения был труден для чтения и для современников, и поэтому "Тухфат ал-хани" при эмире ‛Абд ал-Ахаде (1885-1910) был переработан и изложен более простым и доступным языком. Автор сокращенного варианта - Мирза ‛Абд ал-Кадыр Кеши.

Нам не известны причины, побудившие Казий Вафа написать данный труд. Однако, судя по тому, что деятельность Мухаммад Рахима описано весьма подробно, и что он повсюду наделяется чрезмерно высокими эпитетами, превозносятся его достоинства и добродетели, сочинение было написано с целью прославить и возвеличить новую династию, пришедшую к власти – династию Мангытских эмиров.

Казий Вафа не сообщает об использованных письменных источниках, но можно не сомневаться, что в основу "Тухфат ал-хани" легли личные впечатления автора и рассказы современников.

К сочинению имеется "приложение", оно было написано по приказу Данийал-бия аталыка (1759-1785), дяди и преемника Мухаммад Рахим-хана. Автором приложения является дамулла Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишан из Карши. Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишан называет основное сочинение "первой частью", из чего видно, что он рассматривал основное сочинение и свое "продолжение" как одно произведение. Сведениями о жизни и деятельности Алим-бек ибн Нийазкули-бек ишана мы не располагаем.

Основное сочинение содержит историю Бухарского ханства с 1722 г. до 1759 г. и посвящено деятельности полновластного аталыка Бухары при Абу-л-Файз-хане (1711-1747) Мухаммад Хаким-бия и в особенности его сына Мухаммад Рахима. Основное сочинение оканчивается, как уже говорилось выше, текстом хронограммы на смерть Мухаммад Рахима. "Продолжение" охватывает историю ханства при втором его мангытском правителе Данийал-бий аталыке (1759-1785). Рукопись имеет предисловие и 70 подразделов текста, начинающихся словами: зикр, гуфтар, байан.

"Тухфат ал-хани" является старейшим памятником бухарской историографии мангытского периода. Хотя главное внимание в нем уделено военной и политической деятельности правителей, при внимательном изучении источника обнаруживаются многочисленные данные социально-экономического и этнографического характера. Сочинение содержит богатый фактический материал о местах расселения узбекских племен, государственном аппарате, политических взаимоотношениях Бухарского ханства с соседними государствами: Афганистаном, Ираном, Ташкентским владением, Кокандским ханством и Кашгаром.

Труд Мухаммад Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" – важнейший исторический памятник и источник по истории взаимоотношений казахов с Бухарским ханством в XVIII веке. В начале XVIII в. Бухарское ханство состояло из отдельных независимых владений кочевых и полукочевых племен во главе с эмирами, между которыми развернулась острая борьба за власть. С особым ожесточением боролись две влиятельные группировки – мангыты и кенегесы. Победа оказалась на стороне мангытов, и Ибрахим-бий кенегес вынужден был удалиться в Шаршаузский вилайет, где становится полновластным правителем восточной половины ханства. После неудачного похода на Бухару, он обращается за помощью к казахским султанам Старшего жуза [2, л.16б-18б]. И те со своими племенами в течение семи лет опустошали области Самарканда, Бухары, Шахрисабза, Карши, дойдя до Гиссара и Куляба.

Весной 1723 г. калмыки начали вторжения в Южный Казахстан и Среднюю Азию. В том же году калмыками были завоеваны Ташкент, Сайрам, Туркестан. В источнике приводятся факты совместных выступлений казахов и жителей Ташкента против калмыков [2, л.158а-161а].

В 1753 году Мухаммад Рахим Мангыт вступил на бухарский престол с титулом эмира. На всем протяжении своего правления эмир Мухаммад Рахим вел беспрерывную борьбу с отдельными мятежными эмирами. В междоусобицу в Бухарском ханстве были вовлечены и казахские племена Дешт-и Кипчака.

Правитель Нураты Тагай Мурад-бий из племени буркут заключил военный союз с казахскими султанами из Дешт-и Кипчака в борьбе против эмира Мухаммад Рахима [2, л.129а-132а.]. Участвуя в феодальных междоусобицах, казахские султаны преследовали и свои цели, в частности, захват военной добычи.

В "Тухфат ал-хани" приводятся ценные сведения по административному устройству ханства, о различных налогах и повинностях. Эти сведения можно отнести также к социально-экономическому состоянию казахского общества того времени, поскольку при Мухаммад Рахиме Туркестан с прилегающими к нему казахскими районами   были завоеваны Бухарой [2, л.153а-155б]. Весьма ценны сведения "Тухфат ал-хани" о взаимном военном союзе эмира Бухары с ходжами Ташкента и казахскими племенами Ташкентского вилайета [2, л. 160б-172б.].

Интересные данные по истории казахов содержатся в "Рассказе о событиях в вилайете Хорезм и о бегстве Гаиб-хана  в сторону Дешт-и Кипчака в улус казахов и об обращении эмиров Хорезма после вражды друг с другом ко двору великого повелителя мира" [2, л. 286б]. Заслуживает внимания тот факт, что Гаиб-хан (1747-1757), сын Бахадура, хана Младшего жуза, находился на службе у Надир-шаха. Мухаммад Вафа Карминаги пишет: "В первые дни новолуния (июль 1747 г.) достойнейший из людей, известный величием, могущественный повелитель Гулам Гаиб-хан, сын Бахадур-хана казаха, по приказу шаха Ирана находился в городе Тусе. После падения государства Надир-шаха хорезмийцы, позвав его на царство, для устройства государственных дел, управления делами войска и подданных, посадили на трон страны и престол правления. Жители и приближенные той страны [свои] большие и малые дела, подчинив его приказу, с усердием приверженцев подпоясались поясом службы его высокому положению и могуществу. Гаиб-хан, подтвердив предыдущие связи, справедливость и союзные отношения ко двору Миродержца, время от времени посылал послов к подножию престола эмира. И его посланники доносили высокому трону [эмира] известия о покорности и приверженности, распространенное в этом государстве" [2, л. 286б].

Гаиб-хан попытался восстановить авторитет ханской власти, и с этой целью перебил наиболее влиятельных эмиров узбекских племен, в том числе Хураз-аталык мангыта [2, л. 287аб]. Однако его попытка не имела успеха, а введение тяжелого чрезвычайного налога вызвало смуту в ханстве, и Гаиб-хан был вынужден бежать в Дешт-и  Кипчак.

Сохранилось большое количество списков, хранящихся в рукописехранилищах гг. Ташкента, Душанбе, Санкт-Петербурга, Казани [3, 308]. В Рукописном фонде Института востоковедения АН Узбекистана имеется 10 списков "Тухфат ал-хани" [1, 43-44]. Список под № 2721 (295 лл.), переписан в 1903 г. Наиболее полный из всех существующих списков, написан четким бухарским насталиком, содержит основное сочинение и "продолжение". На основании особенностей этих списков можно выделить два вида списков: к первому относятся тексты, содержащие только основное сочинение - № 5359/11; № 3530; № 1508; № 2604; ко второму - тексты, имеющие "продолжение" - № 2721; № 16; № 4356; № 4263; № 5360; № 5062. Начало и окончание основного сочинения во всех рукописях одинаковое. Во всех рукописях сочинение оканчивается текстом хронограммы на смерть Мухаммад Рахим-хана, составленной Казий Вафа.

А.З. Валидовым был сделан первый шаг по описанию "Тухфат ал-хани" и переводу отдельных его отрывков на русский язык. В 1915 г. в Протоколах Туркестанского Кружка Любителей Археологии он опубликовал текст оригинала и перевод главы: "Повествование о походе Великого эмира на Ура-Тюбе" под названием "Некоторые данные по истории Ферганы XVIII столетия" [4].

Д. Мирзоевым был переведен отрывок о столкновении Мухаммад Рахим-бия с кызылбашами Серахса в 1747 г. [5] В 1988 г. был опубликован перевод  Н.К. Норкулова – "Рассказ о походе завоевателя стран эмира [Мухаммад Рахима] на Самарканд и Ургут и захвате им некоторых крепостей тех [вилайетов] благодаря поддержке Аллаха"  [6].

Полный перевод "Тухфат ал-хани" не выполнен и поныне. А.А. Семеновым был подготовлен к изданию русский перевод всего сочинения под названием "Ханский подарок", однако автору не удалось осуществить свой замысел, судьба перевода неизвестна.

Из источников типа всеобщей истории следует отметить сочинение "Тадж ат-таварих" ("Венец летописей"), составленное Мухаммад Шарифом ибн Мухаммад Наки. Даты жизни и смерти автора нам не известны. Одно время Мухаммад Шариф ибн Мухаммад Наки служил у Надир-шаха (1736-1747), сопровождал его в походах на Бухару и Хиву и был назначен начальником бухарского отряда в составе иранских войск.

Автор приступил к составлению настоящего сочинения по желанию бухарского эмира Хайдара (1800-1826). Труд был завершен к концу первого же года правления эмира, т.е. 30 ноября 1800 г. [7, л. 35а].

Сочинение составлено по традиционной схеме изложения всеобщих историй – с древнейших времен до 1300 г.   Большое внимание в "Тадж-ат-таварих" уделено истории династий, правивших на территории Мавераннахра, в связи, с чем рассматриваемый труд является ценным источником для изучения среднеазиатских ханств в XVII-XVIII вв. М.А. Абдураимов справедливо отмечает, что "эта часть труда представляет большой интерес, поскольку автор приводит данные, не встречающиеся в официальной историографии Аштарханидов. В отличие от других авторов, он более подробно сообщает о народных восстаниях при Аштарханидах". Главы, посвященные Мангытам, написаны Мухаммад Наки по его личным наблюдениям и рассказам современников, что придает особую весомость сведениям Мухаммад Наки, как очевидца и участника описываемых событий. Источниками для компилятивной части сочинения послужили такие сочинения, как "Тарих-и Муким-хани" Мухаммад Юсуфа-мунши, "Убайдаллах-наме" Мир Мухаммад Амини Бухари, "Тарих-и Абу-л-Файз-хан"  ‛Абд Рахмана Тали и др.

В предисловии содержится краткая сводка данных по некоторым разделам всеобщей истории, главным образом по истории тюркских и монгольских племен Средней и Центральной Азии. Далее излагается история Чингиз-хана и его потомков, история Шейбанидов, история Аштарханидов, история Мангытов.

В главе, посвященной истории Чингизидов (л. 77а-87а), автор останавливается на генеалогии Мангытов по женской и мужской линиям, связывая её с одной стороны с домом Чингизидов, с другой – с семейством пророка Мухаммада, с целью обосновать законность и священность власти в Бухаре Мухаммад Рахим-хана.

Отдельные части произведения состоят из сказаний [гуфтар], повествований [дастан], рассказов [зикр], описаний [байан].

"Тадж ат-таварих" – ценный и малоисследованный источник по истории Средней Азии XVIII в. Сведения из сочинения по истории казахов привлекаются впервые. Мухаммад Шариф ибн Мухаммад Наки сообщает об участии казахов в междоусобных распрях в Бухарском ханстве, о союзных отношениях с одними Мангытами в военных действиях против других [7, л. 238б-258б]. Данные о казахах подтверждают и дополняют сведения "Тухфат ал-хани" Мухаммад Вафа Карминаги, "Хака‛ик ал-умур" Мир ‛Абд ал-Карима Бухари.

Списки "Тадж ат-таварих" имеются во многих хранилищах рукописей стран ближнего и дальнего зарубежья [8, 1152].

В Рукописном фонде Института востоковедения АН Узбекистана хранится пять списков данного сочинения: №№ 4380 (674 лл.), 1999 (362 лл.), 2092 (536 лл.), 9265 (447лл.), 4363 (177 лл.).

Для истории Казахстана XVIII-XIX вв. определенный интерес представляют сочинения, относящиеся к жанру исторических путевых заметок – записок. Одно из таких сочинений – труд Мир ‛Абд ал-Карима Бухари, более известный под условным названием "История Средней Азии".

Автор сочинения – Мир ‛Абд ал-Карим ибн Мир Исмаил Бухари принадлежал к бухарским саййидам, был назначен "кахйа" (заведовал хозяйством) при Мир Ала ад-Дине в 1804 г., когда последний был отправлен из Бухары послом в Россию. В 1807 г. он сопровождал другого посла из Бухары через Россию в Константинополь. В 1818 г. был назначен на пост личного секретаря бухарского посла в Константинополе, что и дало ему возможность находиться в курсе всех событий. По совету начальника духовного отдела турецкого министерства просвещения Ариф-бека афанди он составил описание стран и городов, по которым проезжало посольство, а также областей Средней Азии и Восточного Туркестана. В 1832 г. ‛Абд ал-Карим Бухари скончался в Константинополе.

Ученые высоко оценивают этот труд, поскольку ‛Абд ал-Карим Бухари был свидетелем и участником многих исторических событий. Источник переведен на французский язык и издан в Париже в 1876 г. Шефером под условным названием "История Средней Азии". Текст сочинения был отпечатан ранее в Булаке в 1873 г. На русском языке сочинение полностью не издавалось, хотя такие востоковеды, как В.В. Бартольд, П.П. Иванов, М.А. Абдураимов, А.Р. Мухамеджанов, Т.Н. Неъматов и многие другие используют сведения, имеющиеся во французском издании Шефера.

В "Истории Средней Азии" описываются события с 1740 г. по 1818 г. Источник представляет собой большую ценность для освещения истории Средней Азии, Восточного Туркестана, Афганистана XVIII – первой четверти XIX вв.

Так как ‛Абд ал-Карим Бухари родом был из Бухары, то, как и следовало ожидать, события в Бухарском ханстве он описывает наиболее точно и подробно. Почти всегда автор указывает мотивы событий и побуждения, руководившие действующими лицами, о характере которых он сообщает интересные и ценные сведения.

Труд ‛Абд ал-Карима Бухари – важнейший исторический источник по истории взаимоотношений казахских жузов со среднеазиатскими ханствами второй половины XVIII в. Сведения о казахах содержатся в следующих главах: Глава 11 "О родословной линии узбекских ханов" [9, 44-66], Глава 12 "Рассказ о Са‛ид амир Хайдаре сыне амира Шах-Мурад-бия" [9, 67-77], Глава 13 "Родословная правителей Ургенча и Хивы" [9, 78-79], Глава 14 "Рассказ о Мухаммад Амин-бие конград инаке" [9, 79-93].

В сочинении содержатся интересные фактические данные о племенах, этнических группах, живших на территории Хорезмского оазиса. В XVIII в. этнический состав ханства был довольно пестрым и состоял из узбеков, туркмен, казахов, каракалпаков и  других народностей. По свидетельству ‛Абд ал-Карима Бухари, "когда наступает зима (племена казахов) перекочевывают на зимовки ближе к границам Бухары, Хивы и Туркестана. Племена шекли, торткара, кырк-мылтык располагаются вблизи Ургенча, племена шомекей, киут, джаппас, кипчак зимуют под Ташкентом, Бухарой, Самаркандом" [9, 87-88].

После подчинения Хиве племена казахов полностью были вовлечены экономически и политически – в феодальную систему ханства. Их взаимоотношения с Хорезмом характеризовались типичными формами феодальной зависимости. За пользование отведенной им землей они обязаны были выплачивать налоги. Один из видов повинностей – воинская – поставка нукеров. По словам ‛Абд ал-Карима, при Ильбарс-хане (1728-1740) находился особый передовой отряд количеством 20 тысяч человек, состоящий из кочевников: туркмен, аральских узбеков и казахов.

Особый интерес для нас представляет та часть труда, где описывается Кипчакская степь, её население и особенности её климата. По источнику можно составить представление о границах Дешт-и Кипчака того периода. Наряду с картиной расселения казахов по территории среднеазиатских ханств, сочинение дает также много сведений о родоплеменном составе казахского населения отдельных районов. Упоминаются различные подразделения племен шомекей, табын, турт-кара, байулы и др. [9, 87-88].

Известны три списка рукописи. Один список приобретен востоковедом Шефером из наследства Ариф-бека. Второй список хранится в Британской библиотеке под шифром  6710. Третий список хранится в Рукописном фонде АН Таджикистана под названием "Хака‛ик ал-умур" ("Истинное положение дел").

Из источников, посвященных истории правления эмира Хайдара, особо следует отметить сочинение "Тарих-и амир Хайдар" ("История эмира Хайдара"). Авторы – Мулла Ибадаллах и Мулла Мухаммад Шариф. Сведениями о жизни и деятельности авторов мы не располагаем.

"Тарих-и амир Хайдар" написан не ранее вступления на престол эмира Насраллаха (1826-1860). По словам самих авторов, сочинение составлено на основании исторических источников, но каких именно, они не указывают. В конце своего труда авторы сообщают, что вторую часть своего сочинения они намерены посвятить эмиру Насраллаху. Осуществили ли свой замысел авторы, нам неизвестно.

Сочинение содержит 81 дастан. Изложение событий начинается с правления Субхан Кули-хана (1630-1702). Второй дастан посвящен истории Надир-шаха. С 7 дастана начинается описание царствования эмира Хайдара от его рождения и заканчивается сочинение сообщением о последних днях и о смерти эмира в октябре 1826 г.

Источник приводит интересные сведения о военных союзах, заключенных между эмиром Хайдаром и казахскими султанами из Туркестана. При эмире Хайдаре началась война с Кокандским ханством из-за Ура-Тюбе, находившегося в вассальной зависимости от Бухары. В 1806 г. в районе Ура-Тюбе состоялось крупное сражение между войсками Хайдара и Алим-хана (1800-1809). Благодаря помощи союзников – ташкентцев и казахских султанов из Туркестана, кокандские войска были разгромлены [10, л. 76а-79б].

В рукописном фонде ИВ АН РУз. хранится единственный известный список рукописи под инв. № 1836 (94 л.).

А.А. Семеновым был подготовлен к печати полный перевод источника, который, к сожалению утерян. Сведения из "Тарих-и амир Хайдар" использованы П.П. Ивановым в работе "Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве" и даны переводы на русский язык из 8 дастанов  [11].
Большой интерес для нас представляет сочинение "Махазин ат-таква" ("Сокровище благочестия"). Автор труда – Мухаммад Хусайн, сын эмира Шах Мурада, представителя мангытской династии, правившего в Бухаре с 1785 по 1800 гг. В своем труде Мухаммад Хусайн пишет: "…смерть амира Данийала, восшествие на престол амира Ма‛сума и рождение автора этих строк произошло в одно время", т.е. в один год [12, л.32б.]. Вследствие этого, мы можем установить точную дату рождения – 1785 год. После  смерти отца, эмира Шах Мурада в 1800 г., из-за преследований со стороны сводного брата эмира Хайдара (1800-1826), автор был вынужден бежать в Шахрисабз, дальнейшая его судьба неизвестна.

Согласно сочинению, Мухаммад Хусайн окончил медресе в Бухаре, где получил знания арабского и персидского языков. Он обладал обширными представлениями о схоластической системе стихосложения (‛аруз), был знаком с принципами составления хронограмм (та‛рих), логогрифов (му‛амма) и методами их разгадывания [12, л.32б-33б]. До нас дошел только один его труд, написал ли он другие сочинения, неизвестно.

Сочинение "Махазин ат-таква" написано в 1830 г., это стихотворное произведение, в значительной степени автобиографическое. Мухаммад Хусайн, будучи представителем мангытской династии, мог себе позволить относительно свободное изложение и интерпретацию событий. Весьма интересны резкие субъективные отзывы автора о своих современниках. В значительной мере автор описывает современные ему события, ввиду этого "Махазин ат-таква" представляет определенный интерес для изучения истории Бухарского ханства и соседних с ним районов в период правления первых представителей из династии Мангытов последней четверти XVIII – первой четверти XIX вв.

Другая особенность, обусловившая ценность сочинения, связана с наличием в нем рассказов о той роли,  которую сыграли в истории Бухарского ханства ходжи из ордена Накшбандийа. Повествование об их жизни и деятельности представлено в виде отдельных, не связанных между собой рассказов, действие в которых переплетается с событиями из истории всего Бухарского ханства. Ходжи являлись одной из основных политических сил в государстве и их влияние на светскую власть в лице эмира, и государственный аппарат подчас оказывалось решающим.

Сочинение состоит из 673 небольших стихотворных рассказов, из них 273 – без оглавления.
 "Махазин ат-таква" не был еще предметом специального исследования, хотя В.В. Бартольдом была дана высокая оценка данному источнику – "сочинение Мухаммад Хусейна, несомненно, будет признано одним из важнейших источников по истории Туркестана в конце XVIII и в начале  XIX века".

Как уже отмечалось, "Махазин ат-таква" по содержанию автобиографическое сочинение и в силу своего неофициального характера содержит большое количество данных по социально-экономическим отношениям, которым, как известно, не уделяли должного внимания авторы нарративных источников. Сведения о казахах, содержащиеся в сочинении, как и в других источниках, скудны и отрывочны, и, как правило, упоминаются в связи с политическими событиями, происходившими в Бухарском ханстве в XVIII веке. Тем не менее, эти краткие упоминания, при сопоставлении с данными "Тухфат ал-хани" Мухаммад Вафа Карминаги, проливает свет на некоторые стороны взаимоотношений казахов с Бухарским ханством.

Источник раскрывает широкое участие представителей династии казахских ханов в политической жизни Хивинского государства. Многие из казахских султанов возводились в Хиве на ханский престол. В связи с этим на территории Хивинского ханства оказывались определенные группы казахского населения. В "Махазин ат-таква" содержатся интересные сведения об Ильбарс-хане, казахе, правителе Хивы с 1728 по 1740 гг.

После завоевания Бухары в 1740 г. Надир-шах  (1736-1747) предпринимает поход на Хорезм, так как Ильбарс-хан отказался признать зависимость от Ирана. Победа оказалась на стороне иранцев, Ильбарс-хан был схвачен и казнен. Рассказ Мухаммад Хусайна об Ильбарс-хане, о походе Надир-шаха на Хиву дополняют сведения, содержащиеся в "Тухфат ал-хани" Мухаммад Вафа Карминаги.

В бухарских источниках встречается очень мало сведений о торговых отношениях между казахами и жителями среднеазиаских ханств. И поэтому особую ценность представляет сообщение автора о торговле казахов скотом на базарах Ташкента и Ходжента [12, л.232б]. Наряду с этими сведениями упоминаются исторические события, связанные с нашествием калмыков на Дешт-и  Кипчак [12, л.102а-108а].

В настоящее время известны два списка труда Мухаммад Хусайна, хранящихся в Рукописном фонде ИВ АН РУз под  № 51  и  № 2773 (черновик автора).

Определенный интерес для нашей работы представляет сочинение по всеобщей истории под названием "Таварих-и аваил ва авахир" ("История начал и концов [царствований]"). Относительно жизни и деятельности автора мы не располагаем никакими данными. Перед текстом приведено заглавие труда и написано, что некий Му‛ин ад-Дин написал данное сочинение в эпоху эмира Насраллаха (1826-1860).

Автор труда – современник эмира Хайдара и сведения его о событиях правления эмира Хайдара имеют большое значение для изучения этого периода как материалы очевидца. Сочинение написано весьма простым языком, нет головокружительных сравнений и метафор, отсутствует высокопарная витиеватость. Сочинение малоизученное, и к настоящему времени известны три списка труда. Этот источник впервые был введен в научный обиход А.Мухтаровым, который описал рукопись, хранящуюся в Институте языка и литературы АН Таджикистана.

Сочинение начинается с краткого изложения о времени и продолжительности жизни пророков, начиная с Адама, правоверных халифов, имамов и основателей четырех мазхабов, истории Чингизидов, Тимуридов (л. 1б-15а). Далее идет изложение истории Бухары при Шейбанидах (л. 15а – 22а), Аштарханидах (л. 22а – 26б), Мангытах (л. 26б – 60а) [Таварих-и аваил II]. Особое внимание автор уделяет правителям Средней Азии, и поэтому здесь имеется много ценных хронологических дат, касающихся деяний узбекских ханов и султанов.

Сочинение заканчивается описанием восшествия на престол Бухары эмира Насраллаха в 1826 году. В конце труда приложена глава об узбекском племени юз и глава о некоторых потомках Мангытов.
Для нас представляют интерес сведения, содержащиеся в оригинальной части труда, посвященной истории Бухарского ханства при Мангытах [13, л.144б-176а].

В течение конца XVIII - XIX вв. эмиры Шах-Мурад (1785-1800) и Хайдар (1800-1826) вели непрерывные войны с соседними ханствами за расширение границ. На северо-востоке Бухаре принадлежал город Туркестан с прилегающими к нему казахскими районами. При эмире Хайдаре Бухара постоянно подвергалась нападениям со стороны Хивы. Для отражения очередного нападения Мухаммад Рахима, хана Хивы в 1806-1825 гг., эмир Хайдар "выступил на север вилайета в Дешт-и Казак".  В местности Кендерлик-казак произошло сражение между хивинцами и бухарцами. Бухарское войско потерпело поражение [13, л.158б-159б]. После смерти эмира Хайдара в 1826 году разгорелась борьба за престол между его сыновьями. Среди сторонников эмира ‛Умара в сочинении упоминается Тарагай-хан, казах, впоследствии казненный эмиром Насраллахом [13, л.170а-175а].

Таковы некоторые сведения о казахах, содержащиеся в "Таварих-и аваил ва авахир". Хотя эти сведения носят, как обычно, отрывочный характер, все же представляют определенный интерес для изучения истории казахского народа XVIII –первой половины XIX вв.

Из ряда источников, посвященных эмиру Насраллаху (1826-1860) остановимся на сочинении "Фатх-наме-йи султани" ("Султановская книга побед"). "Фатх-наме-йи султани" известна также под названием "Тарих-и амир Насраллах" ("История эмира Насраллаха"). Автор труда – Мухаммад Мир ‛Алим Бухари. Относительно жизни и деятельности автора мы располагаем весьма скудными данными, известными, главным образом, из его сочинения.

Мухаммад Мир ‛Алим Бухари – Бухарский чиновник, служил дабиром у Мухаммад Алим-бека – правителя Хузара, по поручению которого и составил свое сочинение [14, л.4б-5б]. Сочинение написано в 30-е годы XIX в. П.П.Иванов дал высокую оценку сочинению, однако язык сочинения Мир ‛Алима необычайно витиеват и цветист, изложение отличается большой многословностью и множеством риторических украшений.

"Фатх-наме-йи султани" – малоисследованное сочинение. До сих пор верны слова П.П. Иванова, что "труд Мир Алима, также как и большинство других сочинений среднеазиатских авторов XVIII – XIX вв., остается в нашей востоковедной литературе пока неиспользованным". В Институте востоковедения АН Узбекистана хранится в рукописи перевод на русский язык первой части труда, выполненный О.Д. Чехович.

"Фатх-наме-йи султани" состоит из предисловия, 29 глав и байан. Труд начинается с описания событий второй половины XVIII в., где излагаются деяния эмира Шах-Мурада и эмира Хайдара (л.7б-55б). С л.55б следуют рассказы о "победоносной истории" эмира Насраллаха, написанные на основе личных наблюдений. Сочинение заканчивается первыми годами правлениями эмира Насраллаха. В конце сочинения автор говорит, что он предполагает написать второй том, потому что в данное время "пока стоит начало весны государства амира Насраллаха" [14, л.148б]. Осуществил ли свой замысел автор, нам не известно. "Фатх-наме-йи султани" заканчивается походом эмира Насраллаха в Шахрисабз без указания даты.

Автор сочинения подробно останавливается на событиях, происшедших после смерти эмира Хайдара, и на жестокой борьбе за власть, разгоревшейся между эмиром ‛Умаром и эмиром Насраллахом. "Фатх-наме-йи султани" дополняет и подтверждает сведения из сочинений "Тарих-и амиран-и мангитийа", "Тарих-и аваил ва авахир", свидетельствуя о том, что казахи были втянуты в междоусобную борьбу Мангытов.

Известны два списка рукописи. Один хранится в Рукописном фонде ИВ  АН Узбекистана, другой находится в Медине.

Еще одним важным историческим источником является "Гулшан ал-Мулук" ("Цветник царей"), написанный Мухаммад-Йакуб ибн Амир Данийал-бий аталыком, представителем мангытской династии. Время его жизни можно определить лишь приблизительно периодом от 70-х годов XVIII в. до 30-х годов XIX в.

Мухаммад Йакуб известен также как автор другого исторического труда "Тарих-и амиран-и мангитийа" ("История мангытских эмиров") – истории Бухарского ханства под властью Мангытов за период от прихода к власти этой династии до событий 1830 г. Это сочинение по своему содержанию совпадает с последним разделом "Гулшан ал-Мулук". Однако, "Тарих-и амиран-и мангитийа" отличается планом и текстом изложения и поэтому его следует рассматривать как самостоятельное сочинение. Труды Мухаммад Йакуба не только дополняют друг друга, освещая одни и те же факты с разных точек зрения, но каждый из них содержит исторический материал, не встречающийся в другом.

Мухаммад Йакуб – один из 12 сыновей второго правителя из династии Мангытов Данийал-бий аталыка (1759-1785). В силу своего происхождения и социального положения, автор мог позволить себе относительно свободное изложение и интерпретацию событий, чего нельзя ожидать от придворных историографов, от которых традиция требовала восхваления деяний своего повелителя в льстивой и угодливой манере изложения.

Сочинение "Гулшан ал-мулук" было начато в 1829 г. Стиль сочинения выгодно отличается своей деловитой простотой, ясным слогом и обилием фактов, почти всегда датированных. Особенно ценны данные по генеалогии Мангытов и родственной им бекской верхушки. Эти сведения в иных источниках в таком полном виде не имеются.

Автор не называет своих источников, но можно не сомневаться в том, что в значительной степени "Гулшан ал-Мулук" и "Тарих-и амиран-и мангитиййа" написаны на основе его личных наблюдений.
Сочинение содержит краткое изложение всеобщей истории, начиная с пророка Мухаммада и кончая периодом правления первых Мангытов. Большой интерес представляет его последняя часть – от истории Шейбанидов до 1830 г. Особенно  ценным является изложение автором современных ему событий.

"Гулшан ал-Мулук" – ценнейший источник по истории Бухарского ханства последней четверти XVIII в. и первой трети XIX в. Для нас представляет интерес сообщение автора о событиях, связанных с борьбой эмира Насраллаха за бухарский престол. И о казни Насраллах-ханом Тарагай-хана казаха, находившегося на службе у эмира ‛Умара в должности шагирд-пиша и бывшего его сторонником.

В рукописном фонде Института востоковедения АН Узбекистана хранится три списка "Гулшан ал-Мулук": № 12, № 1507/3, № 7420. Сводный текст последней части (начиная с царствования Убайдаллах-хана) по трем рукописям, с русским переводом, примечаниями и указателями был подготовлен в качестве диссертации Д.Г. Вороновским.

Из позднейших источников бухарской историографии можно отметить труды Мирзы Мухаммад ‛Абд ал-‛Азим Сами Бустани, долгое время служившего при бухарских эмирах Музаффаре (1860-1885) и ‛Абдалахаде (1885-1910) в должности мунши (личного секретаря). Его "неофициальная" версия истории Бухары известна под названием "Тарих-и салатин-и мангитийа" ("История мангытских государей"). Настоящий труд был составлен автором после написания им первой, "официальной" истории "Тухфа-и шахи" ("Шахский подарок").

Эти две хроники посвящены одному периоду – правлению династии Мангытов, в основном, времени правления эмира Музаффара (1860-1885), однако они существенно отличаются друг от друга. "Тухфа-и шахи" написана в духе придворных исторических хроник, а "Тарих-и салатин-и мангитийа" имеет ярко выраженную оппозиционную окраску. Это и послужило причиной того, что второй труд Мирза Мухаммад Сами известен как "неофициальная" версия истории [15].

Автор начинает свое повествование от последнего Аштарханида Абу-л-Файз-хана (1711-1747) и доводит изложение до 1906 г., включая русскую революцию 1905 г. События, начиная с эмира Музаффара и до конца сочинения, записаны Мирза Мухаммад Сами на основании личных наблюдений и даже непосредственного участия в них. Вторая часть охватывает историю завоевания царской Россией Ташкента и части Бухарского ханства, а также жизнь ханства непосредственно после этих событий. Эта часть заслуживает самого тщательного изучения, так как из всех известных рукописных материалов она представляет наиболее полное и обстоятельное описание важного исторического периода в жизни среднеазиатских народов.

Наибольший интерес для нас представляют сообщения автора о взаимоотношениях казахов со среднеазиатскими ханствами в XIX в. Из "Тарих-и салатин-и мангитийа" мы узнаем, что в окружении эмира Музаффара находились  казахские султаны: Арслан-торе, Садан-бий, Абулхайр – "ишик-агабаши". Каждому из них было назначено танхо и жалованье.

В Рукописном фонде ИВ АН РУз хранится 4 списка "Тухфа-и шахи": №№ 1458/I; 7419; 2091; 6212. Подробные научные описания списков рукописи содержатся в работах Л.М. Епифановой [16].   
Своеобразным дополнением и хронологическим продолжением труда ‛Абд ал-Карима Бухари является сочинение Мирзы Шамс Бухари "О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре". Труд написан в 1860 г. в Оренбурге по просьбе В.В. Григорьева. Сочинение описывает события, происходившие в Бухаре, Коканде и Кашгаре в первой половине XIX в. и написано на основе личных воспоминаний и наблюдений. Записки не имеют целостной структуры и состоят из ряда не связанных друг с другом рассказов-воспоминаний.

Труд Мирза Шамса Бухари известен в научном мире и привлекался в качестве источника для ряда исследований. В 1861 году В.В. Григорьевым был издан текст сочинения, дан его русский перевод с примечаниями [17]. Материал по истории казахов содержится в рассказе, описывающем Туркестан, его жителей, близлежащие населенные пункты и расстояния между ними.

Следующее сочинение "Сийахат-наме-йи Саййид Ахмад Ходжа" ("Дневник путешествия Саййид Ахмад Ходжи"). Название сочинения дано условно. Автор сочинения - Саййид Ахмад-ходжа накиб ибн Мухаммад Йусуф-ходжа родился в 1210/1795-96 г. Приходился двоюродным братом эмиру Насраллаху. Находился на службе при его отце – эмире Хайдаре, в последующем продолжил службу при эмире Насраллахе. Был назначен правителем вилайета Нур-Ата, затем по наследству от отца получил должность накиба Бухары.

Саййид Ахмад-ходжа накиб ибн Мухаммад Йусуф-ходжа, попав в немилость, был вынужден в 1267/1850-51 г. покинуть Бухару и совершить паломничество в Мекку. 

Сочинение представляет собой путевые заметки автора, совершающего паломничество из Бухары в Мекку. Здесь подробно описываются дороги Бухара - Хива – Астрабад – Тегеран – Тебриз – Эрзурум – Трапезунд, а также морской путь, пройденный автором на пароходе из Трапезунда в Стамбул, а оттуда в Египет. В сочинении приводятся любопытные сведения о благоустройстве городов Северного Ирана, Турции, Египта.

Большую часть своего путешествия автор провел в Хивинском ханстве и подробно описал города данного ханства. Труд содержит интересные сведения об исторических лицах, с которыми встречался автор, с такими как хан Хивы – Мухаммад Амином (1261/1845-1271/1855), шахом Ирана – Наср ад-Дином (1264/1848-1313/1896). В рукописном фонде АН РУЗ хранится единственный список р