Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом

Керей.

Мухамеджан Тынышбаев «Материалы по истории казахского народа»

По данным монгольского историка историка Санан-Сесена (см. Г. Говорт-Чингисхан) монголы во времена Чингисхана делились на 3 группы: 1) Еке-монгол (великие монголы), 2) Су-монголы или татары (мангыт, унгут, чурчыт) и 3) Кереи. Аристов утверждает, что керей как народ упоминается в китайской истории в 9 веке. Из местостей с именем керей известен приток р. Уда на северном склоне Саянских гор. По Харузину («к вопросу о происхождении киргиз») в 10 веке численность кереев доходила до 100000 душ. По Рашид-Эддину кереи состояли из следующих подродов: сахыят, дубоут, тонгоит, албат, каркын. Если окончание множественного числа «т» на окончание единственного «н», получим сахы или саха, дубо и т.д. В Алтайских горах на север и запад от Телецкого озера (правильнее — Долесское — по имени каракиргизского рода долес, проживающего в тех местах) в настоящее время проживает племя дубо, которых русские называют татарами. По рекам Абакан и Юс, составляющих притоки р. Енисей, проживает племя саха, которых русские прозвали сагайскими татарами. Восточнее от них живут племена каракас и камаса, которые называют себя туба. Знаток алтайских народностей и сам, если я не ошибаюсь, происходивший из племени Хагас, покойный профессор Н. Ф.Катанов говорит, что «дубо» есть не что иное, как теперешние урянхайцы и каракасы, называющие себя туба, и что дубо и уйгуры происходят от гуннов и в 5 веке жили в верховьях Енисея. Киргизские кереи в настоящее время в своем составе не имеют подродов, перечисленных Рашид-Эддином, зато есть каракас, тождественный, очевидно с тем, который находится на алтае и который называет себя туба. Фишер свидетельствует, что в 1639 году русский уполномоченный Неверов был взят в плен на Алтае «Кераитом, обособливом родом тубинских киргизов». Из сопоставлений непосредственно явствует, что нынешние черневые и сагайские татары, урянхайцы, каракасы и наши кереи — осколки когда то многочисленного и сильного племени керей, которое в самом начале происходило от гуннов, т.е. тюрков и с течением времени омонголилось.

Далее Кочнев говорит, что якуты сами называют себя саха, производят себя от сагайских татар. Он утверждает, что антропологические изыскания указывают на 2 совершенно разных типа якутов: «один служит представителем чистой расы, имеет овальный облик, нос прямой, скулы маловыдающиеся, веки чуть скошенные, стройный стан и вообще напоминает собою киргиза; у другого типа лицо чисто монгольское, разрез глаз узкий и косой, скулы сильно развиты, нос широкий, губы толстые, длинное сутолованое туловище на коротких ногах». Да и предания самих якутов определенно указывают на смешение двух различных племен. По словам Иохельсона (заметки о населении Якутской облати) якуты составляют омонголившуюся ветвь тюркскогоплемени, первобытным местом которого лингвисты считают Туркестан. Серошевский, Врангель и другие указывают на присутствие в якутском языке таких предметов, которых нет в Якутской области, и которые есть только на юге: лев. Тигр, верблюд, змея, дуб, и т.д.. что подтверждает факт переселения якутов с юга.

Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийсто был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда маканчи-Садыровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время не понятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытиитуда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеш и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находиться в Лепсинском уезде на р. аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеш или Баян (не помню кого из них называл Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеш и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный; и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т.д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии.

Теперь же после изложенного выше, рассказ этого простоватого человека приобретает очень ценное значение. Замечу к тому же, что хотя киргизы повсеместно знают эту интересную и трогательную легенду, до сих пор не удалось разыскать. Какому киргизскому роду принадлежат Козы-Корпеш и Баян. Между тем ведь киргизы отлично знают, что легендарный Кобланды родом кипчак, и есть поколения, считающие его предком; погибщий в 1420 году в бою между Едыге и Кадыберды Ер-кочке, которого Никоновская летопись называет «батыром татарским, велика суще телом и силой» из рода уак; убитый в 1546 годы в Казани Сафа-Гиреем великан-богатырь Чора Нарыков — родом тама, которого таминцы Акмолинского уезда считают своим предком.
Из слов Аристова выходило, что у якутов тамг нет; это обстоятельство нас несколько смущало; но вот Кочнев утверждает (стр. 62), что ему лично приходилось видеть тамги , , , (, хотя оговаривается, что их вообще мало. Но у якутов существует предание, согласующееся со мнениями исследователей, что у них раньше была высшая культура, была письменность, которую утратили; то же подтверждает Иохельсон, Динео и другие. Народ, утративший письменность, конечно, мог утратить и родовые тамги.
Оставляя пока некоторые выводы до дальнейшего, перейдем к истории кереев в хронологическом порядке. Известно, что перед Чингис-ханом монголы платили дань китайцам, и что самым могущественным из князьков монгольских был керейский Тугрул-хан. Когда монголы отказались от уплаты обычной дани, китайский император предложил Тугрулу привести сородичей к покорности. Тугрул эту задачу выполнил блестяще, за что от императора полчил благодарность и титул Ван-хана. Кереи в это время жили в верховьях р. Онона, Керулена и Орхона. Как раз в это время среди них стала распространяться христианская религия (нестерианство).

Слух об этом дошел до западной Европы и превратился в легенду о попе Иоанне, короле кереев. Только Рубруку в 1253 году удалось выяснить, что поп Иоанн был никто иной, как керейский Ван-Хан. Тугрул и отец Чингиса Есуней-батыр были друг другу «андами» (самый близкий друг). По смерти Есунея Ван-Хан, как его «анда» обязан был заменить сироте его отца. Только благодаря поддержке могущественного Ван-Хана удалось восстановить юрт отца.

Сын Ван-Хана Сенгун, считавший себя кандидатом в великие люди, не мог переносить возрастания могущества Чингиса, старался ссорить отца с Чингисом, что ему в конце концов удалось. Это привело к неприязненным отношениям, а затем и к открытым выступлениям, и в 1203 году побеждунный Ван-Хан бежал на запад, попал в руки другого заклятого врага Байбука хана Найманского и был убит воинами последнего. После этого кереи покорились Чингис-хану (1203 г.). Часть кереев вместе с побежденными меркитами бежала на запад. За меркитами отряды Чингис-хана гнались до Тургайской области и здесь были разбиты в последний раз 1216 году. Мы полагаем, что род керейт в составе джетыру (семиродцы) Младшей Орды — потомки этих беженцев кереев. Стечением веков, не имея связи с оставшимися на востоке кереями, они совсем забыли о своих родственниках, как и последние о них. Этим, по моему объясняется, что одни называются просто кереями, другие — керейтами (окончание «т» - обозначает множественное число).

Аристов говорит, что большая часть войска Хайду хана (внука Угедея) состояла из кереев и найманов (1270—1301 г.). Кереи в это время жили в верховьях Черного Иртыша. Из похода Тимура знаем, что в его время (1370—1400) кереи обитали по Черному Иртышу до оз. Ала-Куль и горы Джирен-Кабырга. Возвышение джунгар началось, как известно с 1399—1400 годов. Моголистанский Хан Вайс-Хан (в период 1408—1428 г.) 61 раз бился с джунгарами и только один раз победил их. Примерно в 1420—30 годах джунгары заняли Лспсинский уезд, вследствие чего кереи должны были бежать.
Надо полагать, что кереи в это время пережили сильнейший погром;
по-видимому какие-то грандиозное нападение джунгар застало их неожиданно и они вынуждены бежать в разные стороны.

Теперь считаю нужным вернуться к легенде Козы-Корпеш и Баян-Слу. В былине говорится, что аул Козы-Корпеша откочевал куда-то далеко от аула Баян-слу. На аул Баян часто нападали калмыка, а один из них Кодар даже поселился в доме Баяна и решил женится на ней во что бы то ни стало. Что бы помешать его плану дядя Баян отправился искать Козы-Корпеша. Однако ввиду преклонного возраста он не расчитывал, что сможет вернуться в родной аул и поставил целью как-нибудь добраться до Козы-Корпеша. Поэтому на более примечательных горах он пооставлял некоторые предметы, по которым Козы-Корпеш мог бы найти аул Баян-Слу. Так на одной высокой горе он оставил каркару (особое украшение из разноцветных перьев по углам сундуков)- эта гора стала называться Каркаралы. На другой горе оставил золотой кол, по чему эта горка до сих пор называется «алтын казык» и т. д. Наконец, он встретил Козы-Корпеша, выехавшего искать свою невесту, смог только рассказать, что нужно, и о признаках, по которым он должен следовать, и умер. В это время Баян выдумывала все новые причины к откладыванию дня свадьбы. По ее просьбе влюбленный Кодар выкопал колодец, который поныне существует в называется «Кодар-Казган», т. е. выкопанный Кодаром (на запад от Арганатинских гор и в 20 верстах на восток от места впадения р. Аягуз в озеро Балхаш). По именам сестер Баян назван» речка Тансык, Ай, Айрыз (все около г. Сергиополя). Кодар. побежденный прибывшим Козы-Корпешем, отправляется к своим сородичам за помощью. Кодар во главе калмыков делает нападение на аул Баян и, как полагается по былине, терпит поражение, но все же оказывается опять в ауле Баян, а Корпеш уходит и скрывается. На самом деле, очевидно, победил Кодар, которому удается впоследствии разыскать Корпеша под одиноким тополем в местности «Куркульдек» (место впадения р. Аягуз в оз. Балхаш) и убить. Баян все же сумела избавиться от Кодара хитростью. После гибели Кодара на Баян захотел жениться богатый Караванбаши, которого она заставила построить кладбище над Корпешем я по окончания работ вонзила себе в сердце нож и умерла. Ее похоронили рядом с женихом. Кроме упомянутых мест имя героини сохранилось в названии Баян аульских гор. где находится гор. Баян-Аул.

Мы нарочно привели вкратце сюжет легенды, чтобы сказать, во-первых. что дело происходило в северной части Лепсинского и восточной oчаста Каркаралинского уездов; во-вторых, оно случилась в период первых нападений калмыков. Когда-то сильное и многочисленное племя (в Х веке по Харузину было около миллиона душ), жившее во время походов Тимура (1370—1390 г.) сплошной массой на большое территории, по-видимому, в 1400—1410 годах пережило сильнейший погром и бежало-большая часть на Алтай (Черневые. сагайские татары, каракасы и далее-якуты), а меньшая часть бежала на запад к аргынам. Очевидно эта последние беженцы привезли с собою рассказы о Козы-Корпеш и Баян, которые понемногу с течением времени превратились в трогательную легенду. Предположение о погроме и бегстве кереев в разные стороны вполне оправдывается их преданием о том, что из 12 родных братьев кереев б погибло от рук калмыков и нынешний род произошел от оставшихся 6-ти братьев.

Дальнейшая судьба наших кереев тесно связана с судьбой аргынов, хотя они не играли такой крупной роли, как аргыны. Кереи [по-крайней мере подрод ачамайлы] участвовали в походе Барака (1420 г) на Ташкент и Ходжент. В 1723 году кереи (как и аргыны) пострадали сравнительно меньше, чем другие роды.

В войнах Мухамед-Шейбани упоминается племя Сахиот, очевидно керей, которое так и осталось среди узбеков Ферганской, Самаркандской областей, Бухары и Хивы

http://kereyler.blog.ru