Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом

Аныракайская битва

Немало испытаний выпало на долю казахского народа, одно из них – война с джунгарами, продолжавшаяся в общей сложности более 150 лет. Решающее сражение произошло в 1729 году в местечке Аныракай, где казахские воины наголову разбили врага, тем самым положив начало освобождению своих земель.
По сути, Аныракай - это местность, где в 1730 г. была разгромлена джунгарская армия. В пер. с каз. “плач, стенание”.
В победоносном завершении отечественной войны (1723-1730-гг.) казахского народа против джунгарской агрессии важную роль сыграла Аныракайская битва 1729 года.
район военных действий входили горы Хантау, гора Абулхаир, город Санрык в Кастекском ущелье, лог Карасай. Именно эти топонимы являются опорными в определении места сражения. В записи Абубакира Диваева выделяются два крупных сражения - битва при Буланты-Белеуты и Аныракайская. Действительно, закрытое озеро Алаколь возле Аныракайских гор имеет большой бассейн водосбора, сильное испарение, совершенно соленую воду, которую "собаки не станут пить" (Ит-ишпес).

На пространстве Аныракайского сражения были расположены высоты Бота-Бару, Карачеку, Тоянчеку, Кошкар бастау, гора Абулхаир, Куялы-Кара (Кувлу-кара), Ала-Айрык, Тесектау, Сункария, Биш-Канга, Тюйо-Муйгак, Май-жарылган, Миз-Гель, Биш-Канга, Сунукойтын, Тюлькули, мелкие речушки по пересеченной местности - Жидели, Дала-Кайнар, Копалы, Жингельды, Сарыбулак, Кара-Кучук, Тесек и другие.

Аныракайские горы и озеро Алаколь (Ит-ишпес) были важными стратегическими пунктами в ходе всей отечественной войны 1723-1730 годов. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Жетысу, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность дальнейшего освобождения казахских земель от джунгарского нашествия.

В целом местность эта среди лета безводная, травостой выгорает. Только весной держится ограниченное количество влаги в ручьях и есть молодая трава. Именно в это время года состоялось сражение. На случай затяжки операции можно было и коней напоить, и обеспечить минимумом пастбищ. Чередование различных горных ландшафтов давало хорошую возможность на этой территории вести кавалерийские атаки. Здесь было место для маневра на случай обхода, атаки, отступления.

У казахских ополченцев было преимущество перед джунгарами. При продвижении казахских отрядов с юга к местам сражения перед самым районом битвы располагались тугайные леса в долине реки Или. Здесь и травостой был лучше, и воды было в изобилии. А тугайный лес позволял в значительной мере скрытно сосредоточить кавалерийские отряды разных родов. Именно поэтому сражение началось на северной стороне поле боя - у гор Хантау.

Элементы воинской тактики

Аныракайское сражение происходило в конце весны - начале лета, в мае-июне. Длилась битва несколько дней. Алексей Левшин писал о тактике казахов: "Набеги свои производят они по большей части ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие, как-то: сабли, ружья, стрелы, палки, каменья, наконец, арканы или веревки для пленения неприятелей. Первый удар или первая атака бывает всегда сильной, и устоять против нее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою". Атака начиналась с метания копья и выкриков урана (призыва). Для мелких стычек использовалось ночное время. В данном же случае речь шла о большом сражении, и началось оно не ночью, а под утро. Казахская конница использовала моменты внезапности.

В конце весны 1729 года казахские ополченцы, подкрепив своих коней в песках Муюн-Кумы и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Шу, вышли в район гор Хантау. Первые успехи были достигнуты у гор Абулхаир, Телектау, Кангур, Хантау, речки Сункайты. Здесь были урочища Улкен Орда конган и Киши Орда конган. Это были места стоянки старшего и младшего ханов.

Большое внимание уделялось внезапности как элементу воинской тактики, могущему принести успех. Действия отдельных отрядов, в которые входили сотни и тысячи воинов, были объединены одним стратегическим замыслом. Каждое крупное воинское подразделение имело свое знамя (ту) - воинский символ.

Индивидуальное оружие воина состояло из кольчуги и сабли (клыш). В ближнем бою использовались и боевые ножи, копья, секиры (айбалта). Копья делались из соснового дерева, но были и железные. У каждого всадника имелась плетка (камча), использовались дубины (соилы) или же курыки - орудия для ловли лошадей и противника. Использование курыков, луков и стрел требовало большой сноровки. Врага можно было поражать на расстоянии. Убойная сила стрел достигала 200 метров.

Через мелкие степные речки Бота-Боклы, Жамдын, Кара-Кучук, Жангельды, Копалы казахские воины вытеснили джунгар к озеру Ит-ишпес и горам Аныракай. Причем сражение разворачивалось с западной стороны водораздела. Джунгары стремились отойти в лощину или подняться к горам, но там их упреждали отряды казахских воинов.

По расположению на местности отряды джунгар почти всегда находились выше казахских войск. Однако это преимущество они не смогли реализовать в ходе сражения. Не было и единства среди джунгарских военачальников. Галдан-Цэрен не смог возглавить организованное сопротивление казахской коннице. Подкрепление к нему не подошло. В самой Джунгарии начались военные действия между ойратами и цинскими правителями.

Мужество и доблесть казахских воинов

Огромное значение Аныракайской битвы в том, что армия джунгар, принесшая неисчислимые страдания казахскому народу, была разбита наголову. Большой отряд джунгар вступил в военные действия недалеко от гор Караджерин, в стороне от Аныракайских гор. Но он был встречен казахскими отрядами в одной из лощин. Здесь и был разбит. Части джунгар удалось отступить через речку Самсу в долину Кара-Кастека и горам Джирен-Айгыр. Но и здесь их ожидал позор поражения. Казахские дружины совершили обходной маневр, напав из-за горы Тобе на отступающих джунгар.

Батыр Саурык, взойдя на гору, с ее вершины наблюдал за завершением Аныракайского сражения. Так появился в этой части предгорный топоним - курган Саурык. В сражении принимал участие поэт и воин Актамберды-жырау Сарыулы, сподвижник Каракерея Кабанбая. Он не только храбро сражался, но и в своих стихах отразил трудный ход освободительной войны. В этой же битве принимал участие поэт и воин Умбетей-жырау. Мужество и личная доблесть казахских батыров и рядовых воинов нашли отражение в разных поэмах казахского героического эпоса.

Все поле сражения от горы Хантау до озера Алаколь (Ит-ишпес) и гор Аныракай составляло площадь 70 на 30 километров. Это - центральная часть между реками Шу и Или, на юг от озера Балхаш. Место битвы определялось физическими возможностями коней и всадников. Интересно, что поле сражения при Буланты-Белеуты аналогично по размерам местности, где состоялось Аныракайское сражение. Рельефы этих двух местностей удивительно схожи. Казахские кавалеристы выгодно использовали ландшафт для своих маневров.

Разбитые джунгары отступили на восток. В ходе дальнейших военных действий у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сырдарьи и Арыси, Улытау и Сарыcу, северное Прибалхашье, равнинные долины Таласа и Шу. Казахи продвинулись к границам реки Или.

Аныракайская битва была одним из звеньев наступления казахских дружин в восточном и северном направлениях. Одни шли на север - через Сарысу и Улытау, другие на восток - через долины рек Талас и Шу. Район Аныракая был ключом к наступлению казахских дружинников в Жетысу. С другой стороны, он давал возможность продвижению по северному Прибалхашью - через речки Моинты, Токырау в направлении северо-востока Сарыарки

---------------------------------------

Аныракайский треугольник
ИРИНА ЕРОФЕЕВА

ИСТОРИК ИРИНА ЕРОФЕЕВА ОПРЕДЕЛИЛА ТОЧНОЕ МЕСТО АНЫРАКАЙСКОЙ БИТВЫ – САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ И САМОЙ ДРАМАТИЧНОЙ В МНОГОЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ КАЗАХОВ С ДЖУНГАРСКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ (1723–1730 гг.).

Тяжелейшие годы джунгарского нашествия остались в памяти казахского народа как «Актабан шубырынды» – «Годы великого бедствия». 30-тысячное войско джунгар, вторгшись на территорию Южного Казахстана, захватило торгово-ремесленные и земледельческие центры в районе средней Сырдарьи, где были сосредоточены и материальные ресурсы Казахского ханства, и его политическая инфраструктура. Здесь же располагалась казахская столица – Туркестан. Последующие годы в истории казахов ознаменовались активным общенародным сопротивлением джунгарам. Наиболее ярким ее эпизодом стала Аныракайская битва. Она и предшествовавшие ей победы привели к освобождению от врага большей части казахских земель.

- Такого рода испытание, как Аныракайская битва, где на первый план выступило величие национального духа, является эпохальным событием в истории казахского народа, – считает ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева. – Эта битва имела для казахов то же значение, что Куликовская битва для русских или Курская дуга для Советского Союза. Казахский народ осознал-таки свое единство, неразрывную целостность и взаимосвязь. То есть был дан мощный толчок формированию национального самосознания казахов, становлению чувства уважения к себе и своей истории. Казахи стали воспринимать себя не как отдельно взятые аргыны, кыпчаки, найманы или шапрашты… Теперь они стали говорить: «Я – казах», «Мой народ», «Моя страна».
Аныракайская битва окончательно развеяла миф о непобедимости джунгар, об их значительном военном и техническом превосходстве и показала всем казахам, что они могут и должны изгнать со своей территории неприятеля.
Не только Аныракайская, но и другие битвы джунгарско-казахской войны не зафиксированы в документах. У казахов, как известно, письменной традиции передачи информации в то время не было. Потому первое народное предание об этой битве дошло до историков лишь 175 лет спустя. Оно было записано и опубликовано в 1905 году известным дореволюционным исследователем и собирателем казахского фольклора Абубакиром Ахмеджановичем Диваевым, который указал, что местность, где происходила последняя битва казахов с джунгарами, с того времени стала называться Аныракаем. Когда Казахстан обрел независимость, и начали подниматься темы военной истории страны, то все заинтересовались, а где же все-таки этот Аныракай находится.
Экспедиции, инициатором которых была заместитель акима Алматинской области Жибек Амерханова, проехали в конце 90-х годов прошлого века – первых годах XXI века по территории юго-западного Прибалхашья, осмотрели многие места, собрали о сражении на Аныракае некоторые материалы и издали их отдельной книгой. Проведенный беглый осмотр территории района и беседы со старожилами подтвердили общее направление поисков, указанное в 20-х годах прошлого века Мухамеджаном Тынышпаевым, – район Аныракайских гор. Но точное место сражения определено не было, как не была выдвинута и аргументированная версия насчет его конкретных пространственных координат. То есть площадь была достаточно размыта – от озера Алаколь и южной оконечности озера Балхаш до гор Аныракай, а это примерно тысяча гектаров площади. Словом, даже после этих экспедиций, внесших значительный вклад в изучение научной проблемы, споры о том, где же все-таки происходила Аныракайская битва, продолжались. Положение изменило принятие государственной программы «Культурное наследие», в рамках которой был решен вопрос о финансировании научных изысканий в целях создания свода памятников Алматинской области. Этой работой руководит директор Института археологии им. А. Маргулана МОН РК Карл Байпаков.
- Карл Байпаков предложил мне как специалисту по XVIII веку все-таки попытаться установить, где же конкретно проходила Аныракайская битва, – рассказывает Ирина Ерофеева. – Почему предшествующие экспедиции не смогли более или менее точно локализовать место события? Причин много, но главная из них – в их составе не было специалистов-историков, занимающихся именно этим периодом. Ученые, участвовавшие в тех экспедициях, занимались большую часть своей жизни либо историей КПСС, либо второй половиной XIX – началом ХХ веков, то есть сюжетами, далекими от собственно казахской истории. Не было там и профессиональных геологов и археологов.
Приступив к поискам истинного места Аныракайской битвы, Ирина Ерофеева начала исследования в нескольких направлениях. Первое – поиск хоть каких-то, пусть даже косвенных, письменных источников, которые пролили бы свет на проблему пространственно-географической локализации загадочной местности Аныракай. Второе – географических карт XVII – XX веков, опять же с целью установления точных географических координат Аныракая. И третье – изучение орографии (поверхности земли) юго-западного Прибалхашья, чтобы можно было определить какие-то естественные рубежи той или иной территории с точки зрения военной тактики кочевников и вытащить реальную информацию о том, могла ли эта битва проходить в таких природных условиях на самом деле.
- В свое время многие наши историки и публицисты основывались на сообщении Абубакира Диваева, что эта битва проходила на южной оконечности равнины Итишпес, подходящей вплотную к Аныракайским горам, – говорит И. Ерофеева. – Ученые стали выдвигать различные версии, хотя в архивных документах и географических картах XVIII – первой половины XIX веков содержатся конкретные обозначения этой местности, и предметов для каких-то споров не должно было возникать. Так, уже на карте 1777 года, составленной уроженцем Сибири Иваном Исленьевым, совершенно четко указано название нынешнего озера, которое находится на юго-западном конце озера Балхаш: «Алакуль, или Итишпес». На картах более позднего периода (40 – 50-х годов XIX века) тоже имеется это обозначение. Оно же встречается и в некоторых описаниях русских военных топографов того времени: озером Итишпес назывался как раз Алакульский залив Балхаша, или нынешнее озеро Алаколь. А «равниной Итишпеса» – та самая предгорная равнина Шу-Илийского водораздела, которая шла от Алакульского залива в направлении на юго-восток. Она представляет собой скопление большого количества солончаков и находится как бы на юго-западной периферии Балхаш-Алакольской котловины, занимающей большое пространство от Балхаша и Шу-Илийских гор на западе до озер Сасыкколь и Алаколь на востоке Алматинской области.
Географам и геологам хорошо известно, что это бывший бассейн доисторического Балхаша, который существовал еще в период геологической истории региона. Местные жители скоплению солончаковых болот к юго-востоку от озера Алаколь дали название Итишпес, то есть «собака не пьет» – настолько соленая здесь вода.
Мухамеджан Тынышпаев в свое время указал, что южные оконечности Итишпеса подходят к Аныракайским горам. Итак, казалось бы, район, где проходила битва, известен. Но ведь Аныракайские горы – большие. Естественно, конкретное место боевых действий определить было трудно. Правда, как указывал Диваев в приведенном им предании, оно было названо Аныракаем. Теперь нужно было установить, где конкретно находится местность с таким названием. И здесь очень важно было обратиться к документальным источникам, которые могли бы пролить свет на этот трудноразрешимый вопрос. Так вот, урочище Аныракай впервые было четко локализовано на десятиверстной географической карте 1911 года и в сопроводительном тексте к ней, составленном известным статистиком П. П. Румянцевым. Здесь дана краткая экологическая характеристика района как традиционного зимнего пастбища (кыстау) некоторых родов племени дулат. М. Тынышпаев в свое время, вероятно, хорошо знал эту карту и близко к истине утверждал, что место битвы находится в 120 километрах на юго-восток от Алакольского залива.
Все эти факты и побудили Ирину Ерофееву организовать и возглавить специальную научную экспедицию, в состав которой вошли профессор-геолог Булат Аубекеров, иностранные специалисты по аэрофотосъемке и наземному обследованию геоархеологических объектов Ренато Сала и Жан Марк Деом, президент Международного фонда Абулхаир-хана Амантай Альмукамбет, краевед-историк Шолпанай Аманжолова и молодой английский археолог из Оксфорда Ребекка Бэдмор. Экспедиция отправилась в Жамбылский район Алматинской области и Мойынкумский район Жамбылской области.
- Мы вышли на несколько человек, которые, хотя и не являются уроженцами территории Шу-Илийского водораздела (население в этих краях сильно поменялось, практически никого из тех, кто традиционно проживал здесь, не осталось), тем не менее долгое время близко общались с очень авторитетными в тех местах аксакалами-старожилами, – рассказывает Ирина Ерофеева. – Так вот, местные чабаны четко фиксируют для себя под названием местности или урочища Аныракай не все Аныракайские горы и прилегающую к ним предгорную наклонную равнину, а только один маленький участок этого пространства. Они показали, что он находится между зимовкой Бесколь, реками Сарыбулак и Копалы, и указали его южные, северные, западные и восточные границы.
Сопоставление их сведений с той самой картой 1911 года дало поразительные результаты. Границы этого участка почти полностью совпадали с общими контурами урочища Аныракай в материалах статистиков переселенческого управления, детально обследовавших в начале ХХ века этот регион. Но что самое интересное, разглядывая перед экспедицией современные топографические карты Алматинской области большого масштаба, в том числе 1 : 2000, 1 : 1000, я обратила внимание на очень красноречивый топоним возле зимовки Бесколь на берегу Сарыбулака – курган Калмак-тобе.
Калмаками, точнее, каракалмаками (черными калмыками), казахи называли джунгар. Вместе с тем правильное этническое их самоназвание – ойраты, а джунгары – это политический термин. (Для сравнения: русский и россиянин. Русский – этнический термин, россиянин – политический.) Джунгары – это левое крыло монголов, со временем отделившееся от союза монгольских племен.
- Отсюда возникла мысль непременно осмотреть этот объект. Когда наши специалисты Ренато Сала, Жан Марк Деом и Ребекка Бэдмор поехали обследовать курган Калмак-тобе, то выяснилось, что это остатки старого укрепления, возведенного из сырцового кирпича, – продолжает Ирина Викторовна. – Оно прямоугольной формы, примерно 40 на 50 метров. Местность Аныракай имеет в южной части трапециевидную форму, а в северной – форму треугольника, и остатки укрепления Калмак-тобе находятся в самом верхнем углу этого треугольника. Как раз в том самом, который местные жители считают северным рубежом Аныракая, зафиксированном на карте 1911 года как одна из пограничных северных точек урочища.
А южная граница Аныракайского участка, как показывали нам местные жители, проходит с запада на восток по южному подножию гор Кольжабасы – от современной железнодорожной станции Анрахай до узкого горного перевала в районе села Кордай, расположенного к северо-западу от Отара. На десятиверстной карте 1911 года, приблизительно в тех же местах в юго-западном и юго-восточном углах участка, обозначены два одноименных топонима – Караул-тобе. Под такими названиями на дореволюционных картах Казахстана в основном указывались места военных укреплений джунгар, об этом убедительно свидетельствует многократное совпадение сведений из архивных источников первой половины XVIII века с топонимами Караул-курган, Караул-тобе и тому подобными наименованиями на географических картах Центрального и Восточного Казахстана более позднего времени. Архивные документы XVIII века также часто упоминают джунгарские военные аванпосты в долине среднего течения Сырдарьи, в Шу-Таласском междуречье и соседнем с ним Юго-Западном Прибалхашском районе.
Так, в письменных донесениях русских посланников в Джунгарское ханство и так называемых «бывалых людей» в 20 – 30-х годах XVIII века встречаются сведения о том, что один джунгарский караул в то время находился между селениями Шолак-корган и Баба-ата на территории нынешней Южно-Казахстанской области, то есть именно там, где имеется топоним Караул-тобе и несколько других «караулов» на левобережной стороне реки Шу в пределах современной Жамбылской области. А в рукописном путевом журнале и географической карте пройденных мест российского дипломата Карла Миллера за 1742 – 1743 годы упоминается о существовании джунгарского укрепления к северо-западу от местности Аныракай возле гор Хантау или, точнее, у пересекающей их речки Сункар на территории Мойынкумского района той же области. Отсюда можно сделать вывод, что обозначенные на карте Верненского уезда 1911 года два топонима Караул-тобе у гор Кольжабасы в юго-западном и юго-восточном углах Аныракая являются ничем иным, как остатками бывших джунгарских пограничных укреплений. В начале ХХ века они, по-видимому, еще неплохо сохранились, что и дало основание статистикам переселенческого управления нанести эти объекты на карту Верненского уезда. Иначе говоря, основная территория размещения джунгар в Илийской долине была защищена тремя пограничными укреплениями, которые располагались в юго-западном, юго-восточном и северо-восточном углах местности Аныракай. Согласно народному преданию, записанному А. Диваемым, и результатам полевого обследования территории юго-западного Прибалхашья, последняя битва казахского ополчения с джунгарским войском проходила не на всей местности Аныракай, а только в ее северной части на «южной оконечности Итишпеса к горам», которая охватывает северо-восточные склоны Аныракайских гор между реками Копалы и Сарыбулак и прилегающий к ним предгорный участок Шу-Илийской равнины между руслами обеих пограничных рек. Бывшее поле сражения казахов с джунгарами представляет собой почти правильный треугольник. Его основанием является линия водораздела Аныракайских гор длиной около 17 километров с запада на восток, правой стороной – широкая левая протока реки Копалы с высокими обрывистыми берегами до развалин бывшего джунгарского укрепления Калмак-тобе при зимовке Бесколь, а левой стороной – широкое полусухое русло реки Сарыбулак до того же укрепления Калмак-тобе. Обе эти стороны имеют протяженность около 18,5 – 19 километров в длину. Место исторической битвы, таким образом, локализовано в пространстве тремя пограничными углами: один из них расположен на северо-востоке Аныракая в равнинном солончаково-болотистом месте возле реки Сарыбулак на южной окраине Итишпесской равнины, а два других – на юге участка, непосредственно в Аныракайских горах.
Во время экспедиции Ренато Сала и Жан-Марк Деом произвели аэрофотосъемку местности Аныракай с высоты 500 – 800 метров, а вскоре после изготовления этих фотографий мы получили еще и очень ценные космические фотоснимки всей территории юго-западного Прибалхашья и Аныракайского участка, сделанные с орбитального космического спутника во Франции в период с 1998 по 2000 годы. На этих снимках очень явственно и убедительно обнажились природно-географические границы поля Аныракайской битвы. На них хорошо видно, что эта местность предельно четко ограничена естественными рубежами, которые каждая из противоборствующих сторон по-своему использовала в военно-тактических целях. Так, командование джунгар еще в период завоевания южных земель казахов, прикрывая свои владения в Илийском крае (они располагались на открытом равнинном пространстве близлежащих пустынь и степей Жусандала), разместило один из своих передовых караульных постов в укреплении, расположенном у солончакового болота в районе зимовки Бесколь; другие – в аналогичных болотистых местах, а самые ближние к границам Джунгарии – у подошвы гор Кольжабасы на южной окраине местности Аныракай.
Казахские полководцы в свою очередь постарались при наступлении на противника также учитывать этот естественный оборонный фактор и поэтому направляли свои боевые отряды в первую очередь на менее защищенные природным рельефом степные укрепления джунгар. Отсюда казахи реально смогли потеснить джунгарские отряды к Аныракайским горам, где имелась благоприятная возможность рассеять их по нескольким глубоким саям, или ущельям, и затем уничтожить небольшими группами по частям. То есть получается, что казахи в результате Аныракайской битвы подошли непосредственно к той самой границе, где располагались передовые джунгарские караулы и их основные укрепленные точки, защищавшие важные объекты материальной и духовной инфраструктуры Джунгарского ханства в долине реки Или и ее притоков: там находились ламаистские монастыри, сады джунгарских нойонов и самого хана Галдана Цэрена, урга (ханская ставка) и так далее.
Почему именно этот треугольник стал местом Аныракайской битвы? Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось обратиться к истории изучения данного региона и заняться выявлением его географических особенностей. Как выяснилось, хан Абулхаир и его сподвижники были абсолютно правы стратегически, определив именно это место для решающей битвы. Пустынная местность в районе, примыкающем к Аныракайским горам, хотя и пересечена большим количеством логов (саев), не представляла большой трудности для передвижения кочевников. Зато две горные речки – Копалы и Сарыбулак – резко отличаются от других тем, что их пересыхающие русла довольно широки, а их берега представляют собой высокие обрывистые каньоны. Словом, получилось так, что казахи как бы загнали джунгар в своеобразный мешок, у основания которого – горы, по обе стороны – крутые каньоны с редкими удобными бродами через реки, а с северо-запада – открытая солончаковая местность, откуда была возможность гораздо меньшими силами наступать на более сильного и лучше вооруженного противника.
Но особенный интерес для ученых представляла история изучения региона. Были исследованы материалы всех географических путешествий в юго-западное Прибалхашье в XVIII – первой трети XX веков и около ста карт, из них 70 были составлены в конце XVII, XVIII, XIX веках. Причем наряду с обычными географическими картами исследовались топографические крупномасштабные карты, которые начали составляться только в конце XIX – начале XX веков. По словам И. Ерофеевой, район Аныракайской битвы не был до сих пор установлен историками-исследователями еще и по причине того, что это была своего рода периферия географических и археологических исследований. С самого начала европейцев (имеются в виду русские, а следом за ними и европейские путешественники) привлекала Страна небесных гор – в частности, пик Хан-Тенгри, Тянь-Шань, Заилийский Алатау со снежными вершинами. А невысокие Шу-Илийские горы, рельеф которых носит сглаженный характер, изучать было неинтересно, поэтому все экспедиции проходили мимо. Археологов этот регион также мало интересовал, поскольку там нет поражающих воображение историко-архитектурных памятников.
- И что интересно, когда я в отделах картографии петербургских и московских архивов и фундаментальных библиотек стала смотреть материалы военных топографов, то выяснила, что, по сути дела, до середины ХХ века на Аныракайском участке не было составлено крупномасштабных карт, за исключением одной десятиверстной карты 1911 года, – говорит ученый. – Территория пустыни никого не привлекала. И, наконец, многие историки, начав поиски места Аныракайской битвы, шли в рамках одного и того же узкого круга источников.
Первым человеком, который обследовал эти территории, был российский академик немецкого происхождения Александр Шренк. Он осуществил несколько полевых экспедиций в Семиречье, но опубликованы были на немецком языке только материалы его путешествия 1842 года по юго-восточному Прибалхашью. Это территория большинства районов нынешней Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, район озер Алаколь и Сасыкколь, а вот материалы его экспедиции 1843 года по юго-западному Прибалхашью – по местности Итишпес и Аныракайским горам – никогда не публиковались и до сих пор неизвестны специалистам.
Эти материалы Ирина Ерофеева нашла в личном архивном фонде А. И. Шренка в Петербурге. Они написаны бисерным почерком на немецком языке, который можно прочитать только под лупой. Ученый рассказывал о своем путешествии в Аныракайские горы: от того места, где в 1727 году проходила знаменитая битва казахов при речке Буланты, которое называется Калмак Кырылган, Шренк двинулся на юго-восток, к Аныракайским горам, и оставил в своих записках упоминание как о местности Аныракай, так и о речке Сумкайты, названной им «Суу-Кайтын».
- В свое время, – продолжает свой рассказ Ирина Ерофеева, – Мухамеджан Тынышпаев в статье «Актабан шубырынды. Великие бедствия и великие победы казахов» также упоминал о дважды встречающихся на картах сочетаниях двух говорящих топонимов – Сумкайты и Абулхаир. Одно сочетание из названия реки Сумкайты и горы Абулхаир – на территории нынешней Алматинской области, а другое – из двух логов или степных речек – Сумкайты и Абулхаир – в пределах Жамбылской области. Правда, тогда информаторы Тынышпаева не могли объяснить ему значение слова «Сумкайты». Тем не менее это хорошо известный термин. Все старожилы Жамбылской области, где находится один лог Сумкайты, дают ему однозначную этимологию – «Злейший враг ушел обратно».
Ирине Ерофеевой в 2001 году удалось найти оба лога – и Абулхаир, и Сумкайты – на разных географических картах и совместно с Амантаем Альмукамбетом обследовать и сфотографировать их на местности.
- Они расположены в районе Турара Рыскулова в Жамбылской области на небольшом расстоянии (15 – 20 километров) друг от друга. По одному из преданий, у степной речки, которая позже получила название Сумкайты, была битва с джунгарами, а соседняя речка и окружающая ее местность, по местным преданиям, стала называться Абулхаир после того, как верховный командующий казахским ополчением хан Абулхаир остановился здесь после сражения, чтобы отдохнуть и привести свои войска в порядок.
Другая речка Сумкайты находится на расстоянии 25 – 30 километров к западу от границы местности Аныракай – речки Копалы. На карте 1911 года вблизи широкого паводкового русла нижнего течения этой реки на ее правом берегу указана невысокая гора Абулхаир, вероятно, также получившая свое название по имени верховного командующего объединенным казахским ополчением трех жузов – хана Абулхаира.
Название речки, которая была помечена на картах середины XIX – начала ХХ веков, к 1911 году фигурировало уже под двумя названиями – Сумкайты и Женгельды. Сейчас это только Женгельды, а тогда, спустя 113 лет после Аныракайской битвы, Александр Шренк впервые зафиксировал тот исторический топоним, который там тогда был, как Суу-Кайтын, или Сумкайты.
Изучение письменных материалов, особенно современных топографических карт, которые дают более точную градусную сетку и возможность выявить погрешности, плюс двадцатидневное полевое обследование этой территории позволило экспедиции под руководством Ирины Ерофеевой выяснить орографические особенности этой местности. По ее словам, детальное исследование местных природно-географических условий и микроклимата Аныракайских гор благодаря основательно подготовленным Булатом Аубекеровым материалам по геоморфологии Аныракайского участка дает четкий ответ, когда и как происходила битва. В местности Аныракай, где традиционно располагались кыстау – зимние кочевья, ранней весной складывались наиболее благоприятные условия для перекочевки, ведь именно в этот период в здешней пустынной зоне наблюдается полноводный сток воды с гор в низину, следовательно, есть возможность напоить и накормить лошадей. Но ближе к маю тут все высыхает, растительность сохраняется крайне однообразная и скудная. Не случайно казахский хан Каип писал в 1718 году Петру I, что «хорошо на войну с контайшою (с джунгарским ханом. – Авт.) ехать зимним временем или ранней весной». Поэтому битва могла быть только в этот период. И, естественно, сам характер рельефа, направление водотока горных рек, расположение солончаков, геоморфология речных долин и восточного склона Аныракайских гор указывают на то, как могла происходить битва, и на то, что в общей сложности количество людей здесь было небольшим. Предшествующие бои казахи вели на более значительном пространстве юго-западного Прибалхашья.
- Справедливости ради надо сказать, что отношения казахов и джунгар не всегда сводились к военной конфронтации, – говорит историк Ерофеева. – Это был очень сложный, неоднозначный процесс, но о мирных контактах, о межкультурном взаимодействии, к сожалению, наша общественность почти ничего не знает. Из всех соседей, кочевых и оседлых, с которыми казахи тесно контактировали на протяжении многих столетий своей истории – со времени образования Казахского ханства и до принятия российского подданства, джунгары были наиболее сильным, может быть, наиболее активным соперником по овладению регионом, чем все остальные народы – узбеки, каракалпаки, волжские калмыки… Не зря в годы джунгарского нашествия появилось выражение «Актабан шубырынды», то есть годы Великого бедствия. Как говорил батыр рода шакшак племени аргын Богенбай: «Драные черные юрты были наградой казахам». Много народу тогда погибло, пять тысяч семей были уведены в плен. Попавшая под власть джунгар большая часть населения Южного Казахстана выплачивала дань. Были захвачены торговые пути, казахи оказались отрезанными от всех своих оседло-земледельческих торговых центров. И так как в самом хозяйстве казахов многого не производилось, и многое покупалось, то это было колоссальное испытание для народа. Во время «Актабан шубырынды» масса казахских родов бежала в Бухару, Хиву и Самарканд. Хива, приняв громадное количество беженцев, не могла оправиться семь лет, та же история была и в Самарканде.
Но говорить об угрозе самому существованию казахского народа, конечно, было бы большим преувеличением, – утверждает Ирина Ерофеева. – Народ, как показывает история, не так-то легко уничтожить. Единственный пример – китайцы смогли истребить почти всех джунгар. Здесь же встал вопрос о лишении важных источников жизнеобеспечения народа и его суверенного политического статуса в Евразии. После того, как джунгары вытеснили казахов с их кочевий, те вынуждены были бежать на новые места и там вытеснять другие народы.
И получилось, как говорил хан Абулхаир: «Со всех сторон я стал окружен неприятелями». Кризис по периметру границ Казахстана был колоссальный. Столкновения с калмыками, башкирами, волжскими калмыками, уральскими и сибирскими казаками, с народами Средней Азии… И тут, действительно, если бы не необычайный взлет национального духа, в перспективе Казахстан был бы просто поделен на части. В общем, это была лихая година. Такие точки есть в истории каждого народа. Не случайно их называют маркерами, которыми обозначены магистральные направления его дальнейшего пути.
Вопрос «Быть или не быть?» как бы обостряет человеческую память, все эмоции, художественное восприятие окружающего мира. Например, в те годы в степи зародилось то, что Чокан Валиханов имел в виду, говоря о «веке степного рыцарства». Так он назвал казахских батыров. Институт батырства получил наибольшее развитие именно после джунгарской войны. Появился в казахской степи целый социальный слой военных вождей. То есть это была настолько яркая эпоха в истории казахов, что она оставила глубокие культурно-исторические следы во всех сферах жизни народа.
В более позднее время победа казахов над джунгарами нашла отражение в эпосе, музыке, поэзии... В основу сюжета поэмы «Кыз-Жибек» легла реальная история – попытка джунгарского хана жениться на дочери Абулхаир-хана. Эти события происходили уже после Аныракайск