Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Медный каменный век в Казахстане (энеолит)

Опубликовать в социальных сетях

Энеолит (Медно-каменный век)
Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части.
В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют Энеолитом (от греч. Энео"медь", лuт-"камень"). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение' в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.
Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.
Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана.
Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники Ботайской культуры.
Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до Н.Э.
Ботайская культура была определена В.В. 3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре.
Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак.
Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.
Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например:
костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообраба тывающие инструменты:
топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит О многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев.
Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.
Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния.
Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.