Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Ликвидация Советской власти в Казахстане

Опубликовать в социальных сетях

Ликвидация Советской власти

Полномочия Верховного Совета КазССР, избранного в 1990 году истекали в 1995 году. Однако в конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения.
8 ноябре 1993 года Алатауский райсовет народных депутатов г.Алматы принял беспрецедентное решение о самороспуске, инспирированное исполнительной властью или нет, пока остается неизвестным. Депутаты райсовета опубликовали обращение к депутатамВерховного и местных советов с призывом самораспуститься. Уже на следующий день, депутаты Ленинского и Октябрьского районов столицы также досрочно сложили свои полномочия, за ними — депутаты Ауэзовского и Фрунзенского районов Алматы. Далее события приняли характер обвала.

9 декабря Верховный Совет принял закон о досрочном прекращении полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан. 10 декабря 1993 года Верховным Советом Республики Казахстана был принят Закон “О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий” и в тот же день более 200 из 360 депутатов Верховного Совета также сложили свои полномочия досрочно.
Это привело к тому, что 10 декабря 1993 года Верховный Совет принял решение о самороспуске. Это означало не только то, что Казахстан остался без парламента, но и то, что в республике была ликвидирована Советская власть.
Закон предоставил Президенту право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Казахстан;
-издавать, на основе и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона, устанавливал, что эти акты действуют до принятия соответствующих законов Республики Казахстан;
-на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета и с последующим утверждением им осуществлять, в случае необходимости, следующие полномочия Верховного Совета: избирать Верховный суд, Высший арбитражный суд и определять порядок формирования нижестоящих судов, назначать Генерального прокурора, председателя Национального банка, освобождать от своих обязанностей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора,председателя Национального банка;
- ратифицировать и денонсировать международные договоры, решать вопросы войны и мира;
- на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета самостоятельно назначать на должность премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств, принимать решения о проведении референдума, вводить чрезвычайное положение.
10 декабря Указом Президента вводится в действие закон о местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан, согласно которому в корне изменилась система власти в республике:

Маслихаты должны были избираться сроком на пять лет населением, главы областных администраций (акимы) назначаться Президентом.
17 декабря 1993 года был опубликован Кодекс Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан”, согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в парламент из 177 депутатов, который избирался сроком на пять лет.
Новым явлением в избирательной практике стало предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным объединениям, гражданам — путем самовыдвижения и президенту. Кодекс предписывал выборы 135 кандидатов — по территориальным округам и 42 — по президентскому списку.

Изменился и порядок выдвижения кандидатов. Для регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета необходимо было собрать 3 000 подписей, в местные представительные органы власти — маслихаты- собрания депутатов, не менее 3% избирателей данного округа.
Выборы были назначены на 7 марта 1994 года, то есть на всю избирательную кампанию отводилось 3 месяца. Прошли регистрацию и стали кандидатами в депутаты 744 человека, из которых 346 были выдвинуты от общественных организаций и 345 (почти 50%) — самовыдвиженцы. “Азат” и “Желтоксан” бойкотировали выбора, не выставив своих кандидатов.

7 марта 1994 года состоялись выборы в первый Парламент суверенного Казахстана. Было избрано 176 депутатов, из них: по президентскому списку 42; от общественных объединений — 75; самовыдвиженцы — 59. Мужчин в новом парламенте стало 154; женщин 22. Национальный состав выглядел следующим образом:
Казахи- 105; русские — 49; украинцы —1O; немцы — 3; евреи — 3; поляк,
уйгур, узбек, татарин, ингуш, кореец — 1. Образовательный: высшее образование — 171; неполное высшее — 2; средне- специальное — 2; среднее — 1. Политический: СНЕК — 33; профсоюзы — 11; Народный конгресс — 8; Крестьянский союз — 4; Славянское движение “Лад” — 4.
Оценки Центральной избирательной комиссии и оппозиции по поводу демократичности и законности прошедших выборов были диаметрально противоположны. По официальным оценкам, в Казахстане состоялись безусловно демократичные свободные выборы. В выборах приняло участие не менее 75% избирателей.

Оценки оппозиции и международных наблюдателей были значительно менее оптимистичны. По их оценкам, прошедшие в марте 1994 года выборы не являлись демократичными и не соответствовали международным стандартам, принятым, в частности СБСЕ, следовательно, данный парламент не может считаться легитимным. В частности, международными наблюдателями было отмечено нарушение в ходе выборов всех 10 пунктов Хартии о выборах:
- мало времени на избирательную кампанию;
- произвол избирательных комиссий при регистрации кандидатов в
депутаты;
- наличие президентского списка, что означает — 20% членов парламента назначаются исполнительной властью;
- принцип голосования — “семейным списком”, один за всех.
По оценкам наблюдателей, таким образом голосовало от 35 до 50% избирателей;
- практика “двойных списков” — одни на избирательном участке,
одни на вынос;
- практически полное отсутствие достоверной и полной информации о”выборах;
- существование закрытых избирательных участков (например,
для военнослужащих), где невозможно проверить свободу волеизъявления;
- препятствия для независимых средств массовой информации (так, телеканал ТВ-М отключался с завидным постоянством перед всеми выборами в республике).
В апреле 1994 года новый парламент начал свою работу. Особенностью второго парламента стало формирование парламентской оппозиции. Ее сформировали большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу “Прогресс”. Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда, следование которым, по мнению парламентской оппозиции, могло привести к социальному взрыву.

Уже в мае 1994 года парламент продемонстрировал характер, приняв беспрецедентное “Заявление Верховного Совета РК”, выразившее недоверие социально-экономической политике правительства С. Терещенко. Массированная критика правительства со стороны различных политических сил дала свои результаты. Осенью 1994 года президент потребовал отставки правительства в полном составе. По представлению Президента, новым Премьер-министром страны был утвержден А. Кажегельдин.

Опубликовать в социальных сетях