Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Маргулан Алькей

АЛЬКЕЙ XAKAHOBИЧ МАРГУЛАН
(1904-1985)

Археолог, доктор филологических наук, академик АН КазССР, профессор, заслуженный деятель науки КазССР, основатель казахстанской археологической школы, видный ученый во многих областях знаний: в этнографии, востоковедении, истории; литературоведении, искусствоведении.
Трудовую деятельность начал учителем; после окончания института (1929 г.) работал ученым секретарем терминологической комиссии Наркомата просвещения КАССР (1930-1931 гг.) С 1931-1936 гг.- аспирант, стажер, научный сотрудник Государственной академии истории материальной культуры. С 1936 - 1938 гг. - стажер, научный сотрудник Института истории материальной культуры АН СССР. С 1939-1946 гг.- старший научный сотрудник, заведующий сектором Института истории КазФАН СССР.
С 1946-1985 гг. - заведующий сектором, заведующий отделом, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН Казахстана.
Результатом его исследований в области истории культуры казахского народа явилась защита в 1945 г. докторской диссертации на тему: "Эпические сказания казахского народа". Кроме этого объектом его исследований были памятники древней архитектуры, им были открыты уникальные археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа - Бегазы, Сангуыр, Беласар и др. Результаты археологических исследований территории Центрального Казахстана были обобщены в фундаментальных монографиях: «Древняя культура Центрального Казахстана», «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана», «История Казахской ССР» в пяти томах. С середины 50-х гг. под его руководством осуществляется сбор материалов о выдающемся казахском ученом Ч.Ч.Валиханове. А.Х.Маргулан - редактор и составитель собрания сочинений Ч. Валиханова, автор многочисленных монографий о нем.
Большую научно-преподавательскую деятельность он успешно сочетал с огромной организаторской работой, возглавляя в течение многих лет Координационный совет по этногенезу казахского народа, Ученый совет Института истории, археологии и этнографии АН КазССР, специализированный совет по защите докторских диссертаций. За многие годы А.Х.Маргулан издал более 300 научных и научно-популярных публикаций. За плодотворную деятельность награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», медалями, Почетными грамотами Верховного Совета КазССР, лауреат Государственной премии КазССР и премии АН Казахстана им. Ч.Ч.Валиханова.


Библиография произведений А.Х. Маргулана,

1.Маргулан, А.Х. Казахское народное прикладное искусство [Текст] /А.Х.Маргулан - Алма-Ата: Онер.
Т. 1.-1986.-256 с.
Т. 2.- 1987.-288 с.
Т. 3.-1987.-288 с.
2.Маргулан, А.Х.Мир казаха [Текст]-Алматы, 1997.-57 с. Ин-т развития Казахстана.
3.Маргулан, А.Х. Сочинения: в 14-т. [Текст]: Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана/Гл. ред. Н.А.Назарбаев; сост. Д.А.Маргулан, Д.Маргулан; предисл. Н.А.Назарбаева.- Алматы: Атамура, 1998.- 400 с., ил.

О А.Х. Маргулане

1.Манапова, A.M. Архивное наследие А.Х.Маргулана [Текст]-Значение наследия для истории Казахстана //Изв. М-ва науки - АН РК. 1997.- N 1.-С.80.-(Сер. общест. Науки)
2.Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Алматы: Энцикл. /Гл. ред. Р.Нургалиев.- Алматы, 1996.- С. 200.
3.Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Ашимбаев Д.Р. Кто есть кто в Казахстане: Биогр. энцикл.- Изд. 6-е, доп.- Алматы, 2001.- С.298.
4.Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Казахи: Девятитом. попул. справ.- Алматы: Казакстан даму ин-ты, 1998.-Т.2.-Исторические личности.- С. 488-490.
5.Маргулан Алькей Хаканович [Краткая биогр.]: [Текст] //Казахская ССР. Крат, энцикл.: В 4-х т. /Гл. ред. Р.Н.Нургалиев.-Алматы, 1989.-Т.З.-С.313.
6.Маргулан Алькей Хаканович [Текст]: Материалы к биобиблиографии ученых Казахстана /Гл. ред. З.А.Ахметов; Сост. Ш.Н.Кульбаева, Д.Н.Казбекова.- Алма-Ата: Наука, 1984.- 67 с.-Каз., рус. яз.

* * * * *
1.Егинбайулы, Ж. Археологические исследования комплекса Жошы–хана [Текст] / Ж.Егинбайулы // Отечественная история. – 2001. - №2. – С.90 – 106. – (Археология и этнография).
2.Касенов, Е. Дух свободы: Национально – освободительное движение Сырыма Датова в наследии академика А.Маргулана [Текст] / Е. Касенов// Мысль. – 2003. - №6.–С.85–90.
3.Маргулан, Д.А. О творческом наследии А.Х.Маргулана [Текст] //DroAR-Kazahstan.-1998.-N 2.- С. 78.
4.Машралова, Б. У подножия Акбета [Текст]: К 100-летию казахского ученого, археолога А.Х.Маргулана //Звезда Прииртышья.-2003.-7янв.-С.4.
5.Мельникова, И.Ф. Переписка Алькея Хакановича Маргулана [Текст]: С Семипалатинским музеем Ф.М.Достоевского (1966 – 1985 гг.).–С.26–27 // Абай.–№ 4.–Алматы, 1998.
6.Ситько, Н. Великий степняк Маргулан [Текст]: Междунар. симпозиум «Степь и культура. Великий путь во времени», посвящ. памяти ученого-археолога, историка, академика А.Х.Маргулана //Наука Казахстана.- 1997.-1-15 июня.

Магеллан казахской истории

Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Говорят, что история - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам. Ведь никто так не изменил историю человечества, как они. Но был такой человек, который не изменял истории даже в годы сталинских репрессий - профессор Алькей Маргулан. Подобно Магеллану, совершившему первое кругосветное путешествие, Маргулан первым рассказал миру всю правду о казахской Степи.

2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом 100-летия крупнейшего казахского ученого, основателя археологической и этнографической школ в Казахстане, автора трудов по истории казахского народа Алькея Хакановича Маргулана. В сокровищницу мировой науки вошли его фундаментальные труды по истории архитектуры, эпическим сказаниям и прикладному искусству казахов, монографии о Коркыте, Манасе, Чокане Валиханове, Абае, Мухтаре Ауэзове и Каныше Сатпаеве. Колоссальная эрудиция, неустанный творческий поиск, проницательный ум, огромное трудолюбие и любовь к своему народу позволили профессору Маргулану представить историю кочевников в энциклопедическом объеме.

Клио и клеймо марксизма
Что такое история человечества, как не длинное повествование о невоплотившихся замыслах и несбывшихся надеждах? Алькей Маргулан никогда не стремился к почестям, не гнул спину перед представителями власти, отстаивал правду, был истинным носителем добра и рыцарем чести. В коммунистическую эпоху борьба за правду зачастую была сопряжена с риском для карьеры и даже для жизни. Конформизм и мимикрия казались тогда единственным стилем жизни ученых. Но в этой беспросветной атмосфере Алькей Маргулан описывал казахскую историю без принятых по идеологическим соображениям искажений. Профессор Маргулан не был Дон Кихотом, которого можно было бы обвинить в сумасшествии. Он был умным, взвешенным, абсолютно спокойным человеком. Алькей Маргулан был подлинным носителем исторической памяти народа. Он был именно тем хранителем генотипа казахов, который и передал нашему поколению сокровенные понятия человеческой честности и доброты. Только такие носители добра, как Алькей Маргулан, движут нашу историю по прогрессивной спирали.
История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. Таких "учеников" у научного коммунизма было предостаточно. И лишь немногие историки смогли в атмосфере тотальной идеологии остаться честными. В этой непростой работе во всей широте проявился кристально чистый талант Маргулана. Он был редким даже по нынешним, некоммунистическим, временам ученым. Он никогда не подгонял факты под запросы времени, под конъюнктуру. Он писал правду. Честно собирал факты, непредвзято анализировал, делал проницательные выводы и не боялся доносить обществу истину, которую постиг.
Мудрецы говорят: история всегда пишется с умыслом. В советские времена ученые только и делали, что подгоняли исторические факты под идеологию. Многих просто заставляли работать на коммунистическую партию. Тогда таких, как Алькей Маргулан, творцов подлинной истории было считанные единицы. Он работал на истину. Он был абсолютно твердым в своих убеждениях. Он не поддавался режиму. Просто все отходили в сторону, и тогда он оставался один. Когда забитые муштрой солдаты идут колонной в ногу, среди них всегда находится один, который идет не в ногу, и этот один, как водится, определяет все. Таким был Алькей Маргулан.
Не боясь за себя, Маргулан защищал и других опальных ученых. Так, выдающийся историк Билял Аспандияров не был подвергнут жестоким репрессиям благодаря именно поддержке Маргулана. Когда на Аспандиярова во время защиты диссертации набросился профессор Покровский с вопросом: "А где здесь у вас классовая борьба?", Алькей Маргулан смело ответил: "Вопрос о классовой борьбе будем рассматривать в другом месте". Так он прикрыл Аспандиярова.
История свободных народов - вот единственный предмет, достойный внимания историка. История народов, угнетенных деспотами, - это всего лишь сборник официозных сказок. Надо освещать историю Казахстана с точки зрения формирования традиций борьбы за независимость - это ключевой момент казахской исторической науки. Алькей Маргулан сделал все, чтобы базовые принципы исторической науки сохранились в чистоте. То, что пошло на службу конъюнктуре, - это не наука, а пропаганда. Врожденная высокая духовная культура Маргулана, его нравственный подход к делу, лишенный пустой партийной шелухи, пронесли сквозь десятилетия основу, чистые научные критерии, корни подлинной науки.
Профессор Маргулан просто жил другими категориями - чести и совести. Он был настоящим ученым, который возвратил исторической науке чистоту и ясность. Он был редкостным казахом, предельно скромным, начисто лишенным конъюнктурного блеска в глазах, готовый, как рыцарь, только к открытому сражению, без подлых ударов исподтишка. Он был настоящим казахом, каких сейчас мало. Поэтому Алькей Маргулан - подлинно легендарная личность. Из таких казахов, как он, складывается наша духовная история.

Список Маргулана
Первое правило истории гласит: "История не повторяется - это историки повторяют друг друга". В настоящее время в хранилищах и музейных фондах России и дальнего зарубежья находятся тысячи предметов, представляющих культурную и историческую ценность, которые когда-то были вывезены из Казахстана. Это не только памятники народного прикладного искусства, но и ювелирные украшения из золота, серебра и камней, многие из которых датированы III-V веками. Известно, что так называемая коллекция Чиликтинского клада, найденная в Восточном Казахстане, хранится в фондах Эрмитажа. Там же находится каменная плита с посланием Тамерлана о его походе 1391 года против хана Золотой Орды Тохтамыша, обнаруженная на горе Алтыншока.
Все эти реликвии в разные исторические периоды были вывезены с территории современного Казахстана в качестве военных трофеев, подарков казахских султанов русским офицерам. Немалая часть была попросту разграблена во времена присоединения Казахстана к России, когда в степь хлынул поток промышленников, купцов, краеведов. Все самое крупное и ценное, полученное в результате раскопок, вывозилось из страны. Общеизвестный факт - уже в годы независимости на западе Казахстана был найден еще один "Золотой человек". Поговаривают, что его нелегально вывезли из страны и продали за границу в чью-то частную коллекцию.
Список вывезенных из Казахстана исторических ценностей известного ученого-археолога Алькея Маргулана считается наиболее полным. Именно он был представлен правительству Казахстана учеными из Института истории и этнологии им. Чокана Валиханова Академии наук Казахстана. В списке Маргулана значится 243 предмета, находящихся в данное время в российских музеях. Многие предметы из этого списка упоминаются в казахских энциклопедиях.
Казахстанские ученые неоднократно предпринимали попытки вернуть ценности, однако ни одна из них не увенчалась успехом. Лишь однажды Казахстану была возвращена его историческая реликвия. В 1989 году мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане был возвращен тойказан - огромный ритуальный котел, отлитый из семи благородных металлов в 1399 году. Его поверхность украшена растительным орнаментом и выписками из священного Корана. В советские годы казан был увезен в Ленинград и долгое время находился там. Реликвия была возвращена благодаря усилиям казахстанских ученых, в частности Алькея Маргулана.

Послесловие
Уроки истории заключаются в том, что люди ничего из них не извлекают. Нам всем надо помнить, что жил такой великий ученый - Алькей Маргулан. Человек, которому был дорог мир кочевника со свойственным ему тотемным стилем мышления и трепетным отношением к духу предков. Историк, которому был доступен мир мифов и легенд, мир степных просторов, открытых космосу. Ученый с поэтическим видением, которому открылись веками копившиеся тайны казахскогоя народа.
Алькей Маргулан пришел в этот мир с миссией, которую он достойно выполнил. Человек большого ума и сердца сквозь время приходит к нам сегодня со своими трудами, которые сделали историю культуры казахов достоянием мирового сообщества.

"Экспресс-К" № 136 (16038) от 25.07.2006
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=3278