Курган исследовал известный ученый, основатель Казахстанской археологической школы профессор Кималь Акишев. Реконструкция расшитой золотыми бляшками одежды и головного убора, захороненного в кургане сакского царя, явила миру из глубины веков образ древнего правителя, которого назвали «казахским Тутанхамоном», а само открытие объявили находкой века. Детали, украшавшие его корону — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы. Эта бесценная находка относится к сакской эпохе, охватывающей период VII–III вв. до н. э. По принятой в археологической науке периодизации — это ранний железный век. Сакские курганы — огромные сооружения, которые сравнивают с египетскими пирамидами, достигающие 20 метров в высоту, с диаметром у основания до 120–150 м. Есть среди них и небольшие всхолмления высотой до 1–1,5 м и диаметром 5–7 м. Большие курганы называют царскими, поскольку под ними захоронены представители правящих династий и военная элита древних племен. В средних курганах — диаметром до 50 м и высотой до 10 м — хоронили знатных воинов, колесничих и жрецов, а в малых — диаметром 10–15 м и высотой 1,5–2 м — простой люд. Встречаются как одиночные курганы, так и их скопления — от нескольких десятков, а то и сотен. Курганы и курганные могильники встречаются в Казахстане повсюду: в степях и полупустынях, межгорных и речных долинах, в горах и предгорьях. Особенно много их в Жетысу, в предгорьях Джунгарского, Заилийского и Таласского Алатау, в горах Центрального Тянь-Шаня. Среди них и знаменитый Иссыкский могильник, и могильник Бесшатыр, что на правом берегу реки Или, в узком каньоне между рекой и горной грядой Желшалгыр. Это и широко известные Талгарский и Тургенский могильники в предгорьях Заилийского Алатау, и Кегенский — в долине реки Кегень, Джетытобе в предгорьях Таласского хребта. На голове Золотого Человека был высокий конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, таутеке, архаров, лошадей, птиц. Могучие всадники на быстрых конях Ученые установили, что курганы Иссыка, Талгара, Кегеня, Джетытобе были возведены племенами саков — далеких предков казахов. В I тысячелетии до н. э. на территории Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии сформировались государства – Ассирия и Мидия. В VI в. до н. э. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем его стал царь группы персидских племен Кир II, который в 550 году до н. э. разгромил и подчинил Мидию, создал огромную державу, включавшую южные районы Средней Азии. Позднее Ахемениды подчинили себе и северные районы Средней Азии. В Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I, говорится, что в состав Ахеменидского государства (в 530–522 гг. до н.э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. А севернее бактрийцев, согдийцев и хорезмийцев в степных просторах Казахстана, согласно древним источникам, в частности «Авесте», обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются «саки», что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Под скифами и саками греки и персы подразумевали многочисленные союзы родственных племен, китайские источники называли саков «сэ». Древнеиранские источники называют три большие группы саков: саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаому), саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-тарадарайя, или парадарайя (саки заречные). Указать определенные территории этих племен очень сложно, поскольку точных географических привязок древние авторы не дают. Анализируя письменные источники и археологический материал, профессор К. Акишев исходил из того, что сакам-тиграхауда из иранских письменных источников соответствуют скифы-ортокарибантии греческих авторов, поскольку оба слова означают «острошапочные». И те и другие предположительно жили на территории современного Жетысу, где были обнаружены многочисленные памятники сакской культуры, в том числе знаменитый курган Иссык с захоронением «царя» в остроконечном головном уборе, украшенном золотыми стрелами. Он находился на южной окраине большого могильника, состоящего из более 40 курганов. Диаметр у подножия составлял 60 м, а высота — 6 м. Под насыпью из гальки и глины было обнаружено два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральное было полностью разрушено грабителями еще в древности, а боковое, к счастью, оказалось нетронутым.
Семиреченская школа ювелиров Взорам археологов открылась погребальная камера, которая представляла собой сруб из обработанных бревен тянь-шаньской ели, где в южной и западной частях размещалась посуда, когда-то наполненная едой и напитками, а в северной — на деревянных досках лежали останки богато одетого человека. Рядом были найдены предметы туалета, украшенное золотом оружие и различная утварь. Пол камеры был покрыт матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. По мнению антропологов, воину, похороненному в кургане Иссык, было 17 или 18 лет. На его голове был высокий (около 65–70 см) конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, таутеке, архаров, лошадей, птиц. На пальцах рук были два массивных золотых перстня, один из которых — перстень-печать с изображением головы человека в профиль в пышном головном уборе. Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV–III в. до н. э. Большинство обнаруженных ювелирных изделий было изготовлено из золота техникой литья, штамповки, тиснения и гравировки в виде круглой скульптуры, горельефа, барельефа и плоскостных силуэтных изображений. Древние торевты (художники по металлу) широко использовали и другие материалы, умело комбинируя металл с деревом, кожу с тканью, разные металлы между собой. Деревянная рукоятка нагайки и стреловидные украшения головного убора иссыкского воина отделаны золотом. Железо и золото сочетаются на мече, кинжале, в изображениях священных деревьев. На территории Евразии в скифо-сакское время существовало несколько художественно-стилистических школ торевтов. Одной из них была семиреченская школа ювелиров. Произведения искусства, созданные мастерами этой школы, отдельные образы и сюжеты иссыкских сокровищ доведены до совершенства и являются эталонными образцами искусства «звериного стиля». Комплекс находок в кургане Иссык дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социального строя саков Семиречья. Еще одной интересной находкой стала серебряная чаша с надписью. Факт существования письменности в любом обществе свидетельствует о высоком уровне развития социально-экономической организации, о государстве.
Сегодня в местах, где были найдены эти уникальные артефакты, создан республиканский историко-культурный музей-заповедник «Иссык», сотрудники которого проводят экскурсии для всех желающих. Телефон музея +7 (72759) 2 07 50, e-mail: issyk@inbox.ru Журнал Тенгри, N48. 2014 г.
|