Казахская юрта
Казахстан - земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили вахнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад.
Общеизвестно, о развитости той или иной цивилизации судят прежде всего по уровню культуры. В этом смысле Казахстан является страной богатейшего культурного наследия.
Казахский народ волей истории оказался на стыке восточной и западной культур, в результате чего образовался некий синтез, основу которого составляют тюркские корни, но при этом также ощутимо европейское влияние, осуществлявшееся через Россию.
Переносное жилище - юрта, седло и стремена для лошади, искусство верхового боя, ковровые узоры и орнаменты серебряных и золотых украшений - оригинальные изобретения кочевых культур.
Культура же современного человека основывается на традициях, берущих начало в глубокой древности.
В книге "Худуд ал-алам" ("Границы мира") говорится о "юртах, в которых люди живут летом и зимой, кочуют в поисках пастбища и воды".
Юрта, являющаяся величайшим изобретением кочевников Евразии, была воспринята казахами от своих предшественников и на протяжении многих веков служила основным переносным жилищем. Выделкой частей деревянного каркаса и войлочного покрытия юрты занимались талантливые мастера и, кроме того, женщины создавали различные предметы быта (войлочные и тканые ковры, специальные хранилища, красивые подушки, оригинальные сундуки и т.д.), без которых немыслим быт кочевников. Одно лишь существование юрты предполагает наличие многих домашних промыслов и ремесел, она концентрирует в себе изделия, выполненные в традиционном художественном стиле.
Юрта - традиционное жилище кочевников. Она быстро устанавливается и разбирается, легко перевозится на верблюдах и лошадях, ее войлочное покрытие не пропускает струи дождя. В знойные дни внутри юрты прохладно, зиму же можно пережить, покрыв ее стенки вторым слоем войлока и разогрев очаг внутри нее.
Установка юрты начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: "Красота и богатство юрты начинаются с порога". Дверь радует взор резными узорами.
К ней с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге.
С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение.
Наряду с конными состязаниями во время межродовых встреч устраивались также соревнования по установке юрт. Такие соревнования проводились в Наурыз и на различных празднествах.
По функциональному признаку казахская юрта в горизонтальной плоскости делится на семь частей: 1) почетное место "тор", расположенное в противоположной от двери части юрты, самая отдаленная от двери часть юрты; 2) место хозяина - чуть ближе к входу, слева от почетного места; 3) кухонная часть - ближе к двери от места хозяев; 4) место для молодых членов семьи - справа от почетного места; 5) место для хранения конской сбруи - ближе к входу от места молодых членов семьи, также в правой половине юрты; 6) входная часть, дверь - противоположная почетному месту часть юрты; 7) очаг - в центре юрты.
Тор - место для почетных гостей, сакрализованная часть юрты. Обычно здесь располагается "жукаяк", "жук" (постельные принадлежности на декоративной подставке), вывешиваютя ружья, декоративная плетка, домбра и другие сакральные ценности.
Навершие юрты - шанырак, является семейной реликвией, символом счастья и мира. Неслучайно именно он стал центральным элементом государственного Герба Казахстана.
Для казахов шанырак издревле являлся символом продолжения рода. По семейному праву казахов отец выделял старшим сыновьям, создавшим свой шанырак, некоторую долю своего состояния в самостоятельное пользование, и непременным атрибутом родительского подарка во все времена была юрта. Наследником отцовского шанырака является младший сын - кенже. Он же и занимал привилегерованное положение в семье. Главный шанырак семьи доставался в наследство именно ему, и на него также возлагалась святая обязанность вести заботу о родителях в преклонном возрасте. На сегодня эта старинная традиция сохраняется во всех казахских семьях.
Вошедший в дом, даже если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шаныраку - преклонить колено.
Сакральная граница дома и внешнего мира - ак босага (священный порог). От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение к вам хозяев. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит вы полны уважения. Поступить наоборот - значит оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности или по небрежности порог намеренно делают высоким, а притолоку двери низкой.
Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет: "Да прольется свет на ваш дом!"
В центре юрты на треножнике - темир стоит ошак символ благополучия семьи. Именно здесь расположен очаг (дословно: "голова огня") - место, где берет начало огонь. Там, где разжигают огонь, там начинается жизнь, там возникает семья. Здесь готовится пища, здесь приносятся жертвы священному Огню - хозяину очага.
Самым почетным местом в юрте был тор, куда приглашают сесть гостя. В прошлом дверь юрты всегда смотрела на восток, поэтому солнце первым входило в дом, и на правах первого гостя прямо восходило на тор юрты. По левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтустик, по правую - южная - онтустик. Так, сидя в юрте, можно было обходиться и без компаса.
Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является одной из главных заповедей их жизни. Пришедшего в дом человека встречали как почетного гостя, приглашая пройти на почетное место. Гостя не отпускают без угощения - ауыз тию (отведать еду), что является показателем щедрости и гостеприимства народа. В любое время, независимо от того, сидят ли в доме за трапезой или нет, хозяйки выставляют на дастархан угощение и просят гостя отведать. Отправляясь в поездку, в длительное путешествие, каждый перед отездом должен отведать угощение в доме. Этот обычай сохраняется и сегодня.
По традиции левая сторона в доме считалась женской. Ближе к двери располагалась легкая, не загромождающая помещение мебель - асадал кебеже (шкаф и ларь для хранения посуды и продуктов). Здесь же на кереге висели войлочные и тканые сумы различного назначения: коржын (переметная сума с 2-мя отделениями: для вещей и продуктов), сандык (для хранения одежды и белья), аяк кап (для хозяйственной утвари), кесе кап (для перевозки пиал). Также на левой стороне дома стояла тосагаш (кровать), имеющая своеобразную форму с приподнятой нижней и верхней частями кровати. Еще в давние времена было замечено, что именно в этом положении человек лучше расслабляется, отдыхает. Ныне этот факт доказан современной медициной.
На мужской половине ближе к порогу развешивали оружие, конскую упряжь, различные талисманы.
Правая сторона юрты считалась священной. Существуют приметы, которые с давних времен имеют сакральное значение для казахов. Например, невеста, впервые входя в юрту свекра, должна была пройти на правую сторону. Тело умершего тоже клали на правой стороне юрты. В ежедневной жизни, а особенно по праздникам, мужчины никогда не проходили на женскую сторону и наоборот.
Тех, кто впервые посещал юрту в стародавние времена, и того, кто ныне входит в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту, всегда поражало ее убранство: великолепные узорные кошмы и ковры - сырмак, текемет, тускииз, искусно изготовленные талантливыми народными мастерицами. Привлекает внимание разнообразная техника, неповторимые узоры, великолепное многоцветие казахских ковров.
Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи.
Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвало к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой культурой цвета, разнообразием тонов. Большинство изделий домашнего производства и ремесел, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада.
Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.
Войлочное производство представляет собой сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежду. В этом процессе - от заготовки шерсти, ее раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и до получения готового войлока - принимали участие все молодые жители аула. Первейшей необходимостью в жизни кочевника было создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), узюк (купола), тундик (кругового навершия юрты). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок , войлочный ковер (текемет) и войлочные панно. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи, войлочные чулки для сапог , ухваты для казана - казан туткыш и другие многочисленные красочные предметы в виде чехлов на сундуки -каршин, для хранения мягких вещей - коржин.
Особое место в казахском быту в целом занимали тканые изделия из овечьей шерсти: узорные полосы - баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, ворсовые ковры - тукти килем, переметные сумы - коржын и т.п.
В летние и осенние месяцы ткацкий станок, установленный у юрты прямо среди степного разнотравья, создает вокруг себя атмосферу особого праздника. Оживленные движения работающих на них девушек и молодух в пестрых нарядах и женщин постарше в белых одеяниях словно подчинены пррекрасному танцевальному ритму. А в результате этого действа на свет появляются алаша и ковры, которые становятся непременным украшением каждого дома. Созданные для удобства и комфорта человека они в то же время чудесным образом преображают жилище.
Преобладающими цветами в коврах, ковровых изделиях и одежде являются мареново-красный, индигово-синий, желтый и небесно-голубой - все они были близки к природным краскам. Каждый цвет и оттенок несет в себе определенное значение. Например, синий - это цвет неба, белый - знак радости, хорошего настроения и счастья, желтый обозначает знание, красный - соответствует огню и солнцу, черный символизирует землю, ее плодородие. Первоначально казахи использовали для окраски шерсти растительные красители, позднее - анилиновые краски, применение которых ухудшило качество ковровых изделий.
При украшении ковровых изделий использовались определенные элементы. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде.
Плетение циновок - один из древнейших, передаваемых из поколения в поколение видов народного творчества. Существует два вида плетеных циновок - шым ши и жай ши.
При изготовлении шым ши очищенные и подсушенные стебли степного тростника (чия), следуя предварительно нанесенному способом выжигания рисунку, посегментно оборачиваются выкрашенной в тот или иной цвет непряденой шерстью. Шым ши дополнял красочное декоративное убранство юрты, был незаменим в интерьере, защищая от пыли летом и холодных ветров в зимнюю стужу. Циновки, изготовленные без нанесения орнамента - жай ши - применялись при валянии войлока; выстилались для сушки творожных изделий (курт, иримшик); использовались как ширма, скрывающая от посторонних глаз кухонную утварь; служили в качестве оград для различного рода клади у дома.
Вышивкой украшали различные бытовые предметы, отдельные части одежды. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Вышивка использовалась также при изготовлении следующих изделий: панно, постельного покрывала, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать, полотенце. Вышивкой украшали рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1) биз кесте -тамбурый шов, создаваемый с помощью крючка; 2) шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой; 3)баспа - гладьевый шов с прикрепом и без прикрепа; 4) тыгу - шов в виде непрерывной и прерывной стежки; 5) шалма, шырыш кесте - двухрядовые петельные швы.
Тускииз - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Тускииз входил в состав приданого девушки и будущая невеста сама должна была вышить его. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Тускииз имел П-образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образ солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускииз служит еще и реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.
Все богатство и разнообразие мотивов орнаментального искусства Казахстана можно условно разделить на геометрические, зооморфные, космогонические и растительные узоры и орнаменты. Особо распространены рогообразные орнаменты. Наиболее древние зооморфные: бараньи рога, парные рога, один рог. Такие мотивы, как воронья лапа, раздвоенное копыто, птичий клюв, птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся и космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманами, оберегами. В солярных и геометрических мотивах: ромб, амулет, (треугольники), костыль (Т-образные), зигзаг, остроконечный, цепь, в многогранных, меандровидных и сетчато-персекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует круг, четыре стороны света, крестовина, луч солнца, лунный цветок, полумесяц. Узор бараньи рога - один из древнейших.
В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуально-символическое значение.
Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты казахи ценили особо. Ремесленник имел стационарную мастерскую, которая включала в себя печь для распарки жердей, решеток - мор, станок для выпрямления и изгиба деталей юрты - тез, сверлильный станок - уски и другие виды инструментов. Мастер сам заготавливал древесину и производил все детали юрты - кереге (раздвижная секция основания юрты), уык (купольная жердь), шанырак (круговое навершие юрты), сыкырлауык (двухстворчатая дверь с косяком).