Шакарим Кудайбердыулы
1858-1931
Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 (24) июля 1858 года в Кен-булаке (Абаевский район Восточно-Казахстанской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек.
Отец Шакарима отдал его с 5 лет аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы детства и юности Шакарима, несмотря на то, что он в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке, под покровительством деда Кунанбая. Подлинным наставником Шакарима становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Будучи в Семее, Шакарим приобретает гармонь, шарманку и скрипку, на которой его научил играть какой-то русский музыкант. Он занимается также рисованием, работой по камню, изготавливает скрипки, домбры, держит скаковых лошадей, охотится с беркутом. Он изготовил протез для покалеченного когтя беркута из стали. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Едва Шакариму исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь своему народу, он старался упорядочить взаимоотношения между родами. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители. На этом поприще Кудайбердыев неоднократно натыкался на непреодолимые препятствия, даже стал сомневаться в торжестве справедливости.
В своих ранних произведениях Шакарим призывал молодежь учиться у Абая ("О молодости", "О старости", "Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"), выступал за чистоту нравов ("Жизнь", "Обидчики", 'Страстность", "Балагур"), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям ("Молодежи", "Сокровенное", "Истинная святость"). Шакариму Кудайбердиеву были чуждыми нравы и мораль той среды, из которой он произошел, он глубоко переживал из-за раздоров между родами и племенами, социального неравенства, существовавшего в казахском обществе. Все это Шакарим выразил в своих поэмах "Қалқаман-Мамыр" (1888), "Еңлік-Кебек" (1891), "Айсұлу-Нар-тайлақ", "Царь Крез", романе "Әділ-Мәрия".
Целиком Шакарим отдался творчеству уже после сорока лет (с 1898г). Стал изучать западную и восточную литературу. Познакомился с наследием мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география - все входило в круг его интересов. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
В 1905-1906 гг. Шакарим совершил хадж. В течение этой поездки поэт делал остановки в Париже и, по одной из версий, в Стамбуле. На основе материала, собранного в библиотеках этих городов, Шакарим написал и опубликовал книги "Родословная" и "Основы мусульманства", посвященные истории казахского народа.
В поэме "Лейди и Меджнун" (1907) Шакарим обратился к широко известным в восточной литературе сюжетам, воспевавшим любовь и страсть, которые, в то же время, не выходили за рамки нравственных устоев патриархального общества.
С надеждой встретил Шакарим Кудайбердиев Октябрьскую революцию 1917 г., посвятив ей стихотворения "Взошла заря свободы" и "Реет знамя свободы".
В 1912-1922 годах Шакарим жил в местности Кенконыс, посвятив себя науке и творчеству. Шакарим участвовал в национально-освободительном движении "Алаш".
Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние на мировоззрение поэта.
С 1922 года он жил в местечке Шакпан в совершенном одиночестве.
2 октября 1931 года Шакарим был при загадочных обстоятельствах был убит группой красноармейцев. Тело убитого Шакарима было сброшено в колодец.
Великий талант, большой ученый на долгие годы был забыт. При жизни Кудайбердыева были напечатаны такие его книги как "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек". Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах "Абай", "Айкап", "Шолпан", в газете "Казах". "Абай" и "Шолпан" напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун". Поэтический перевод "Дубровского" и "Метели" Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале "Әдебиет майданы".
Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в "буржуазном национализме". Пересмотра официального отношения к творчеству Кудайбердыева требовала казахская интеллигенция.
Только после 1986 г. стало возможным возвращение поэзии Шакарима народу. Получили огласку его деятельность по проведению съезда алашевцев в Семипалатинске в 1918 году, статьи, философские эссе, стихотворения и поэмы, очерки и многое другое. По записи А.Кудайбердыева (1900-1984), сына Шакарима, поэта и композитора мы можем бросить свет на место музыки в мировоззрении Шакарима. Есть потребность объективно взглянуть на преемственность Абай - Шакарим. Именно Абай обратил внимание Шакарима на Восток, оплатил его расходы на путешествие в Мекку, Медину, Египет, Стамбул. Там Шакарим приобрел ценные книги и освоил восточную систему записи нот. Песни "Жастык", "Сегiз аяк", "Ажалсыз әскер" были сочинены Шакаримом в соавторстве с Абаем-композитором.
Как последователь Абая Шакарим глубоко воспринял поэтическую и музыкальную стихию, исторически выработанную душой казахского народа, заложенные в ней пласты верований и понятий он претворил в основополагающих принципах своего философского мировосприятия.