Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом

Образование Казахского ханства

Кризис политической системы государства Абулхаира приводит в 50-х годах XV века к росту оппозиционных настроений, как среди знати, так и среди широких масс населения. Поражение в войне с ойратами в 1457 году показало неспособность хана выполнять одну из своих основных функций – организовать эффективную защиту страны от внешней агрессии. Одним из следствий этого поражения стал мятеж султанов Керея и Жанибека и их откочевка на территорию Северо-Западного Могулистана - в район рек Шу и Козыбасы. Вообще, откочевка или отказ подчиняться власти хана с уходом в подданство соседних суверенов была достаточно распространенной формой протеста против непопулярных правителей. Однако именно откочевка 1459 – 60 гг. стала предвестницей гибели государства Абулхаира – последнего обломка Улуг Улуса в восточной части Дешт-и-Кыпчака. За подданными Жанибека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее «беглецы», «вольница», «люди отделившиеся от своего улуса».
Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части.
Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Жанибека и Керея. Это образование получило название Казахского ханства. В Западном Казахстане закрепились мангытские бии, государство, возглавленное ими, стало известно как Мангытский Йурт или Ногайский Улус. Северный Казахстан и Западная Сибирь вошли в состав владений шейбанида Ибрагима – Сибирского ханства.
Причины образования Казахского ханства. Появление на политической карте мира нового государства вызвано одновременным действием целого комплекса причин – политических, экономических и этнических.
К политическим причинам относится, прежде всего, неспособность политико-правовой системы, основанной на имперских традициях Улуг Улуса нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XIV – первой половины XV веков практически все политические группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократическое государство с сильной ханской властью, хотя экономический базис этому уже давно не соответствовал. Именно поэтому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны.
Экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV – XV вв. приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современного Казахстана. Одновременно падает роль международной транзитной торговли. Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход территории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики – основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улуса выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т. к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан и оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.
Особое место в комплексе причин, приведших к образованию казахского ханства, занимают этнические процессы. В XIV – XV веках кыпчакский этнос переживает период кризиса и ломки этнической структуры, образования новых, активных субэтнических групп. В конце 50-60-х гг. XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этнической доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин ногай начинает вытеснять древний этноним кыпчак и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос, как алаш – население слабо исламизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кризиса, сопровождавшегося передвижкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с названием казак или казах, существовавшим тогда наряду с собирательным названием для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса – узбеки. Если сторонников потомков Абулхаира называли в начале XVI века узбеками Мавераннахра, то казахов – узбеками казахского происхождения или узбек – казахами.
Как мы видим, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной им населенной – названия Казахстан.
Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Шу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.
Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.
В начале 70-х годов Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) крыло возглавлял сам Керей, правое (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жанибек. Границы ханства простирались от Ертиса до Жаика, однако внутренние разногласия представителей различных группировок знати преодолены не были, мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жанибека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов.
В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Получив военную помощь от мангытов, Мухаммед начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса-мырзе сопутствовал успех. Союзникам удалось взять Сыгнак, но из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка – сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангистау. В 1473 г. Муса признал власть сибирского хана Ибака и Западный Казахстан на некоторое время вышел из под власти казахских ханов.
Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины Тобыла, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.
Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурындык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.
С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Xорезм.
Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город, Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.
Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбеками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Озбекским, Казахским и Могульским.
Xан Касым. Опираясь на присырдарьинские города, Мурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Конец XV-начало XVI вв. – время возвышения Казахского ханства, связанное с именем султана, а в последствии хана Касыма (1511-1518).
Как сообщают источники, «между казахскими ханами и султанами не было никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о Мурындыке». Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском ханстве находилась в руках Касыма.
Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г. Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.
Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503-1504, 1505-1506, 1509-1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510 г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.
В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катабек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбеками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.
Следующей целью Касыма стало возвращение в состав Казахского ханства Западного Казахстана. Правившие здесь мангытские бии после смерти в 1502 г. бия Мусы вновь признали верхоный сюзеренитет казахских ханов и даже участвовали в их военных походах, но при каждом удобном случае пытались выйти из подчинения. В 1519 г. Касым решил окончательно закрепить свою власть в Западном Казахстане и начал крупный поход против мангытов. В июне 1519 г. основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей Казахского ханства стал Едиль.
Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана – Жетысу и Притяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго-3ападном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.
Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана, на юго-востоке охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу, на северо-востоке проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, на северо-западе достигали низовьев Едиля.
Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI в. нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма. Оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально-экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.
Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа меритократии – выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия. Полноправными членами этого органа были только мужчины.
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Xан избирался маслихатом из сословия торе – потомков Чингисхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Xан выполнял следующие функции:
• Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.
• Определение внешнеполитического курса государства.
• Функции высшей судебной власти.
• Охрана существующего порядка и общественного устройства.
В XV-XVI вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный главнокомандующий, мог объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства, назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.
Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.
Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV-XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.
Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия – дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Мурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело.
Административное устройство. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории улуса и подчинялись непосредственно хану.
Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с вымышленной генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и составляло улус. Во главе ассоциаций и отдельных общин стояли бии и старшины. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.
Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем – ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана – сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.
Для содержания аппарата и ханской дружины в XV-XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как бадж – пошлины и харадж – поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5% от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казахскими ханами в присырдарьинских городах.
Право. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Касым ханнын каска жолы» (Светлый путь Касым хана). Он включал в себя пять основных разделов:
 Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
 Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
 Военный Закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
 Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
 Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.
Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом.
Мангытский Йурт. После распада государства Абулхаира западные районы Казахстана оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Йуртом. В исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Занимало это государство земли между Едилем и Жаиком, однако в периоды наибольшего могущества власть мангытов распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме мангытов, в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, кереи, кыпчаки, барыны и другие общинные группы.
Высшим органом власти являлся Большой Совет – Маслихат, в который входили высшие чиновники и потомки Едиге. Маслихат решал вопросы войны и мира, избирал верховного бия из числа едигеидов.
Би обладал всей полнотой исполнительной и судебной власти, из своих ближайших родственников назначал высших чиновников и членов Малого Совета – совещательного органа. Кроме того, существовал специальный орган управления – кара-дуан, ведший делопроизводство и регулирующий сборы налогов с подвластного населения.
В государстве существовали также высшие должностные лица – кейкабат, нурадин и тайбуга. Они были верховными правителями в приграничных районах государства и могли замещать бия в случае необходимости. Занимать эти должности могли только его близкие родственники. Мангытский Йурт делился на улусы, во главе которых стояли мырзы – потомки Едиге, обладавшие в своих владениях судебной, административной и военной властью.
Таким образом, власть в Мангытском Йурте находилась в руках потомков Едиге, устанавливавших внутри своего клана порядок управления и судебного разбирательства. В их взаимоотношениях действовал принцип старшинства. Старшины общин и объединений были оттеснены в Мангытском Йурте на второй план и составляли служилую аристократию – улан. Столица Мангытского Йурта Сарайшык находилась в низовьях Жаика, недалеко от современного Атырау. Особенно сильным Ногайский улус был при Муса-мырзе, однако после его смерти большинство кочевых родов переходит под власть казахского хана Мурындыка, который даже обосновался в столице мангытских мурз – Сарайшике.
Сибирское ханство. Одним из крупнейших этнополитических образований в Северном Казахстане было объединение кыпчакских племен на территории Среднего Ертиса, Тобыла, Есиля и Туры, в котором главенствующую роль играли кереи. Основателем местной династии был потомок кереитского Тогурул-хана – Тайбуга.
В XIII в. Тайбуга получил земли Западной Сибири и Северного Казахстана в качестве пожалования от Чингисхана и заложил здесь город Чимги-Тура (совр. Тюмень). Кроме кереев и кыпчаков, в его владения вошли земли, населенные оседлыми тюркоязычными племенами, составившими позже этнос сибирских татар, а также часть хантов.
Все, что происходило в Улуг Улусе, непосредственно отражалось на положении Западной Сибири. До конца XIV в. она была полуавтономной частью Ак-Орды, а в 1398 г. здесь укрепился Токтамыс, потерпевший поражение от Едиге. После смерти Токтамыса тайбугинцы вновь признали власть Едиге, хотя и ненадолго. Воспользовавшись начавшимися в начале 20-х годов междоусобицами, тайбугинцы пытались отделиться от Улуг Улуса и создать собственное государство. При их поддержке ханом был провозглашен шейбанид Мухаммед-Кожа, а в 1428 г. – Абулхаир. В 60-х годах здесь укрепляется Ибак, который после смерти Абулхаира был провозглашен ханом. Так образовалось независимое Сибирское ханство, занимавшее долины Тобыла, Есиля и Ертиса и было населено кереями, найманами, уаками и кыпчаками, а также ханты, манси и сибирскими тюрками (татарами). Господствующее положение в государстве занимал род Тайбуга, из которого происходили сибирские мурзы, осуществлявшие верховную гражданскую, судебную и военную власть. Периодически на первый план выдвигались чингизиды, оттеснявшие тайбугинцев на второй план.
К концу 70-х годов сложился союз между Сибирью, Ногайским Улусом, Москвой и Крымом. В 1480 г. Ахмет начал поход на Москву, но вынужден был простоять до наступления зимы на реке Угре. В этот момент на Сарай напали отряды Ибака и Мусы. Убив Ахмета, Ибак становится ханом древней столицы Улуг Улуса – Сарая. Чувствуя непрочность положения, хан стал налаживать отношения с Москвой, однако в 1495 г. тайбугинская знать, недовольная его политикой, подняла мятеж. Ибак был убит. Новый правитель Сибири – тайбугинец Мухаммед – перенес столицу в г. Искер. В первое десятилетие XVI в. Сибирское ханство вновь было объединено под властью тайбугинцев.
Казахское ханство в 20-30-х гг. XVI в. Усиление Казахского ханства оказалось временным. Политическая система казахского общества XV-XVI веков переняла много элементов системы Улуг Улуса, многие противоречия, вызвавшие распад империи не были сняты. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.
Мангытские бии решили воспользоваться ситуацией и восстановить свою власть. В 1521-24гг. они совершили несколько походов против преемника Касыма Тахир-хана и вынудили его отступить в Жетысу. Несколько казахских султанов погибли в сражениях, а сын Касыма Хак-Назар попал в плен. Под властью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказались под властью мангытских биев и среднеазиатских правителей. В 1537 г. объединенные силы мангытов, Бухары и Хорезма разгромили казахов, были убиты хан Тогым и трицать семь султанов. Весь Казахстан оказался в руках мангытов.
Несмотря на убедительные победы, мангыты не стали править самостоятельно, а пошли на соглашение с казахами и в 1537 г. провозгласили Хак-Назара казахско-мангытским ханом, надеясь таким образом закрепить свою власть в Дешти-Кыпчаке. Придя к власти, Xак-Назар на первых порах полностью подчинялся мангытским биям, но вместе с этим начал активную деятельность по объединению казахских родов. В 50-х годах начались междоусобицы среди мангытских мурз. Пользуясь этим, Xак-Назар начал проводить самостоятельную политику и очень быстро восстановил былое могущество Казахского ханства. В итоге большая группа ногайских родов откололась от Йурта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Xак-Назар в 1557 г. совершил поход против Мангытского Йурта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. Полному разгрому Мангытского Йурта помешало вмешательство России, которая направила из Астрахани войска, остановившие казахов. Осенью 1568 г. казахи вновь разгромили мангытов, и вновь на выручку последним пришли астраханские стрельцы. Подобные же события произошли и в 1570 г. Хак-Назар прямо заявлял о намеринии восстановить Казахское ханство в границах 1521 г., т.е. времен Касым-хана.
Весной 1577 г. Xак-Назар начал новую войну с мангытами и завладел всеми землями восточнее Жаика. Одновременно велась упорная борьба с ханом Сибири – Кошимом. После ряда походов Xак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства.
Продолжалась борьба с могульскими ханами. В 1560 г. хану Абд-ар-Рашиду удалось нанести поражение Xак-Назару в Жетысу, но вскоре объединенное казахско-кыргызское войско нанесло могулам поражение, в бою погиб и сын Абд-ар-Рашида. Следующая битва состоялась на Емиле, казахи были разбиты и отступили из Жетысу. Положение казахов осложнилось набегами ойратов. Казахское войско во главе с султаном Тауекелем выступило в поход, но было разбито ойратами и вынуждено отступить к Ташкенту. К концу 70-х гг. под властью Xак-Назара осталась лишь западная часть Жетысу.
Неспокойными были и южные границы Казахского ханства. В течение трех лет (1555-1558 гг.) казахские отряды теснили ташкентского правителя Наурыз-Ахмета. Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу Xак-Назар заключает в 70-х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г. Xак-Назару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и Саурана.
В народных легендах имя Xак-Назара овеяно славой. Ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления границы ханства на западе проходили по Жаику, на севере – по Есилю и Нуре, на востоке – по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту. Кроме собственно казахов, Хак-Назару подчинялись часть башкуртов и кыргызов.
В 1580 г. Хак-Назар и два его сына погибли в сражении с ташкентцами, что сразу же привело к временному ослаблению Казахского ханства.
Казахское ханство в конце XVI века. После смерти Xак-Назара на съезде родовой знати – маслихате было решено избрать ханом сына Жадика – Сыгай султана, прославившегося в войнах с мангытами. Сыгаю в год избрания было уже 80 лет, но, несмотря на это, он считался самым авторитетным среди казахов. После избрания хан Сыгай (1580-1582) заключает новый союз с Бухарой, направленный против Ташкентского владения. Фактически власть в ханстве находилась в руках сына Сыгая Тауекеля, и именно он повел решительную борьбу с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов.
В июне 1582 г. Тауекель вместе с бухарцами разбил войско ташкентцев около г. Яссы (Туркестан). В 1583 г. он порвал отношения с правителем Бухары и вернулся в Дешт-и-Кыпчак. Тауекелю (1586-1598 гг.) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось.
Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи – овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Переговоры с Москвой к успеху не привели. Россия хотела, чтобы с Бухарой и Сибирским ханством Тауекель воевал самостоятельно, взамен на «огнестрельный снаряд».
Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г. В Бухарском ханстве начались раздоры. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили армию бухарцев. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Тауекель решился на захват Бухары. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.

Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для высших учебных заведений

-----------------------------------------------------------------------------------

Становление Казахского государства

У азиатских народов свобода и независимость могли обусловливаться только в лице отдельного хана и своего родоначальника. Анализируя предание казахов и ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих", Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХV в. имели свое политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод: Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине XIVв. В случаях общего смятения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из «Шейбани-наме», означало возвышенность духа, здравость, что соответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к XIV в., содержатся в работе Утемиша-хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине XIV в. по поручению Шайбанида Иш-султана. Образование государств Кок-орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государственности местного населения и формировании этнических общностей народностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, материальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джанибек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр хану и мотивировали свой отказ традицией наследования власти в степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак орды на власть в Восточном Дешт–и-Кыпчаке. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных объединений, связано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. В результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объединенных множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась государственность, основанная на более определенной этнической основе, на базе формировавшихся народностей.
В кочевом обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена. Два султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хайдар Дулати (1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, входивших со второй половины ХVIв. в состав казахской народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время (около 860 года хиджры) (1455-1456гг) Абулхаирхан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину Моголистана. Там они зажили спокойно". Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под властью Джанибека и Гирея. Мухаммед Хайдар относит время образования казахского ханства к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870.»
Новое государство, возникшее на территории западной части Семиречья, стало основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада владений Золотой орды. Население молодого государства росло. Его окружали могущественные соседи. На западе оно граничило с государством Абулхаира, на юге - со среднеазиатскими владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В противовес Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Джанибек-ханом, сохраняет дружественные связи с правителями ногайцев, мангытов, каракалпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время управления Джанибека, когда две родные орды ногаев и казахов жили вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит большая часть преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Джанибека и философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор. Основная идея творчества Асан-Кайгы - это идея единства племен казахского ханства Джанибек также устанавливает основы мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Казахскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По утверждению Мухаммед Хайдара, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Рашид-хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою». Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого государя - Джанибека перед казахским народом заключается в том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу казахский народ назвал его "Аз-Джанибек" т.к. "Джанибек Благословенный". Казахские ханы, вступившие в борьбу с шайбанидами за власть в южном и центральном Казахстане обладали несомненно

Опубликовать в социальных сетях