Мангытский Йурт.
После распада государства Абулхаира западные районы Казахстана оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Йуртом. В исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Занимало это государство земли между Едилем и Жаиком, однако в периоды наибольшего могущества власть мангытов распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме мангытов, в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, кереи, кыпчаки, барыны и другие общинные группы.
Высшим органом власти являлся Большой Совет – Маслихат, в который входили высшие чиновники и потомки Едиге. Маслихат решал вопросы войны и мира, избирал верховного бия из числа едигеидов.
Би обладал всей полнотой исполнительной и судебной власти, из своих ближайших родственников назначал высших чиновников и членов Малого Совета – совещательного органа. Кроме того, существовал специальный орган управления – кара-дуан, ведший делопроизводство и регулирующий сборы налогов с подвластного населения.
В государстве существовали также высшие должностные лица – кейкабат, нурадин и тайбуга. Они были верховными правителями в приграничных районах государства и могли замещать бия в случае необходимости. Занимать эти должности могли только его близкие родственники. Мангытский Йурт делился на улусы, во главе которых стояли мырзы – потомки Едиге, обладавшие в своих владениях судебной, административной и военной властью.
Таким образом, власть в Мангытском Йурте находилась в руках потомков Едиге, устанавливавших внутри своего клана порядок управления и судебного разбирательства. В их взаимоотношениях действовал принцип старшинства. Старшины общин и объединений были оттеснены в Мангытском Йурте на второй план и составляли служилую аристократию – улан. Столица Мангытского Йурта Сарайшык находилась в низовьях Жаика, недалеко от современного Атырау. Особенно сильным Ногайский улус был при Муса-мырзе, однако после его смерти большинство кочевых родов переходит под власть казахского хана Мурындыка, который даже обосновался в столице мангытских мурз – Сарайшике.
В 50-х г. XVI в. Мангытский Йурт переживал сложное время. С северо-запада мангытов теснили русские войска, с юго-востока – усилившееся Казахское ханство. В самой среде мангытских мурз шла ожесточенная борьба за власть, завершившаяся кровопролитной войной между двумя группировками – сторонниками сближения с Россией и сторонниками Крыма. Победила пророссийская партия во главе с бием Исмаилом, но Йурт вышел из войны ослабленным и раздробленным.
В 80-х г. XVI в. казахские отряды совместно с бухарцами активизировали свои действия против мангытских биев. В 1598 г. для защиты от них по просьбе Ормамбет бия был построен русскими Яицкий городок. Тогда же началось массовое переселение волжских и донских казаков на Урал, где образовалось Яицкое казачье войско.
Ожесточенная борьба мангытских мурз за власть закончилась перекочевкой большинства ногайских родов на восточную сторону Жаика в подданство калмыков и казахского хана. Это произошло в начале XVII в. Часть ногаев перешла на русскую службу и обосновалась на Северном Кавказе. Так закончилась история независимого Мангытского Йурта. Большинство мангытских родов составило позже Младший казахский жуз.
После распада Мангытского Йурта русское правительство начало колонизацию долины р. Жаик. Здесь были заложены крепости Гурьев, Кулагинская, Яицкий городок, все земли по побережью реки были выделены казачьему войску, которое должно было стать основным орудием колониальной политики в Западном Казахстане. В 20-х годах XVII в. сюда переселились калмыки из Северного Казахстана и долины Ертиса.
Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для высших учебных заведений
-----------------------------------------------------------------
Сарайчик (Сарайшик)
Сарайчик (Сараджук, Сараджик, Сарайджук) расположен на правом берегу р. Жайык, в 55 км севернее современного города Атырау. Согласно исторической версии, город Сарайчик был основан в середине XIII в. ханом Бату (1227-1256 гг.) в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии. Через него пролегал Великий Шелковый путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарая Берке на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая.
До нас дошли описания многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути. В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных около 1339 г., приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний. Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром. Здесь проводилась процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека (1357-1359 гг.) и других представителей династии Джучидов.
Бурному развитию города способствовало принятие ислама ханом Берке (1257-1266 гг.) и его братом Тукай-Тимуром, а впоследствии - в качестве официальной государственной религии Золотой Орды Узбек-ханом (1290-1312 гг.). Эти события происходили именно в Сарайчике, что подчеркивает его особую роль как духовного центра всей Золотой Орды. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266-1281 гг.), Токтай (1280-1312 гг.), Жанибек (1342-1357 гг.), Бердибек (1357-1359 гг.), а также казахский хан Касым (1511-1518 гг.).
После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство - Ногайскую Орду к 40-м годам XVI в., бывшую политическим объединением степных племен.
Около 1580 года Сарайчик был взят приступом и разрушен казачьими отрядами. Вскоре город был восстановлен, но это было началом постепенного и необратимого процесса его полного запустения. Этому способствовали экономические, социально-политические потрясения внутри Ногайской орды и неблагоприятные внешние факторы.
В результате археологических исследований 1996-2000 гг., 2002-2004 гг. на развалинах городища Сарайчик был получен богатый материал по городской культуре Казахстана эпохи Золотой Орды, по динамике развития торгово-экономических и культурных связей города с центрами средневековых цивилизаций Востока и Запада.
Городская культура Сарайчика и его округа имела свою специфику, отражавшую ее глубинные степные корни и тесные контакты с Дешти Кыпчаком, городами Приаралья и Сырдарьи.
Проблема сохранения культурных остатков Сарайчика является особо актуальной, поскольку ежегодно в результате обрушения берега реки Урал культурные слои городища шириной от 2 до 3 метров и длиной до 600 метров исчезают. Безусловно, необходимо принятие срочных мер для сохранения уникального памятника Казахстана. Решение вопросов изучения и сохранения Сарайчика связано с государственной программой "Культурное наследие". Все эти данные будут, несомненно, интересны гостям и туристам Атырау.
Сарайшик
В 50 км от современного города Атырау, на правом берегу реки Жайык сохранились руины некогда величественного и знаменитого города Сарайджука (нынешнее название - Сарайчик), согласно исторической версии, изложенной Абулгази Бахадур-ханом (1644-1664), основанного Батыем (годы правления 1227-1255), братом Берке (1257-1266). Сарайджук, наряду с другими городами, был возведен в первые десятилетия жизни империи - улуса Жошы, который потом назывался Золотой Ордой, для управления огромной территорией от Иртыша до Дуная. Сначала эти города служили пунктами, в которых возводились дворцы и административные здания для знати - нукеров, нойонов и других управляющих подвластной им территорией. Вокруг центральных зданий впоследствии вырастали жилища различного люда - ремесленников, вольных жителей, купцов и т. д. Сарайджук был одним из таких городов. Построенный на узловом в стратегическом отношении участке стыка Европы и Азии, он обеспечивал безопасность отрезка трансконтинентального караванного пути из стран Европы и столицы Золотой Орды (Сарая-Бату и Сарая-Берке) на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая. До нас дошли описания и повествования многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути, о характере и цене товаров, о способах передвижения. Торговая дорога от Сарая до Сарайджука и далее до Ургенча была снабжена колодцами и караван-сараями. В XIII-XIV вв. этот путь был основным, связывавшим Восток с Западом.
В силу этого в Сарайджуке строились роскошные дворцы, караван-сараи, бани, мечети, медресе и другие великолепные здания. Они возводились талантливыми мастерами из наиболее известных архитектурных школ. Город имел хорошо разработанную планировку с прямыми широкими улицами и площадями. Особенно заметно на облике города восточное влияние. Прибыль от караванной торговли, военная добыча, дань с покоренных народов и большое количество дешевой рабочей силы способствовали быстрому росту Сарайджука. Облегчало быстрое расширение границ города, рост его величия отсутствие крепостных стен. Без них города были под контролем ханской власти и вынуждены были вставать на сторону победителей в борьбе за ханский престол, а победители обеспечивали его безопасность. Сарайджук с момента возникновения оказывается в эпицентре внутриордынских и международных событий - от придворной династийной борьбы представителей Дома Жошы за престол, военных мятежей и политических интриг, роста торгово-экономических и культурных связей и других до распада империй и формирования новых этносов.
В ходе археологических исследований 1996-2000 гг. были выделены три этапа жизни города. Ранний этап приходился на первые десятилетия его существования. Сарайджук в то время имел центральную часть из зданий, возведенных в основном из сырцового кирпича. К югу она плавно переходила в окраины, заполненные юртами и легкими каркасными строениями. Этот участок тянулся вдоль реки. Исследователям известна его ширина - около 300 м. Длина, судя по развитию города в последующие десятилетия, была в несколько раз больше.
Во второй период, начиная с 1330-х годов, город под влиянием различных факторов организовался вокруг своей центральной части из кирпичных строений и вытянулся на острове между руслами Жайыка, контролируя все передвижения людей по реке на участке близ города.
Расцвет города пришелся на XIV в. В XV-XVI вв. топография города вновь изменяется. Его центральная часть постепенно уменьшается в размерах и смещается к юго-востоку, к ответвлению от Жайыка протоки Сорочинка. В последние два столетия река Жайык несколько раз изменяла свое основное русло. Каждый год во время весеннего половодья река отнимала у городища значительные участки с культурными напластованиями. В настоящее время площадь остатков Сарайджука, не считая прилегающего района с древним некрополем, составляет примерно 600 х 600 м.
А.X. Маргулан в 1950 г. снова поднял вопрос о необходимости скорейшего комплексного исследования развалин Сарайджуковского городища в связи с беспрерывным размыванием его культурных напластований рекой Жайык. Тогда же констатировалось, что река Урал подходит уже к центру древнего города. В том же году была организована археологическая экспедиция под руководством А. X. Маргулана, которая проработала только один полевой сезон и результаты которой, к сожалению, до сих пор полностью не опубликованы. После этого проблема изучения и спасения сохранившейся части Сарайджука, несмотря на отдельные попытки в 60-80-х годах, оказалась на долгие годы вне поля зрения.
Осознание исторической значимости Сарайджука, его особой роли в начальный период становления казахской государственности и исключительной важности культурного наследия предков для духовной связи поколений привело к созданию музейно-мемориального комплекса, состоящего из символического пантеона, музея археологии и мечети.
В ходе стационарных исследовании Западно-Казахстанской экспедиции Института археологии им. А. X. Маргулана под руководством авторов в 1996-2000 гг. была вскрыта значительная площадь городища на разных его участках, относящаяся к первому периоду. Выявлены домостроения первых жителей. Видимо, строительство города осуществлялось по единому плану, с учетом традиций возведения кочевнических городов. Обнаруженные дома были сооружены из сырцового кирпича, имели по две-четыре комнаты размерами 4x5 метров. В комнатах вдоль трех стен непременно находилась лежанка-суфа шириной от 1,5 до 2 м, обогреваемая дымоходными горизонтальными каналами, которые были устроены внутри нее. Они шли от очага с тандыром и выводились из комнаты через вертикальный ход, сделанный внутри стены в трубу на крыше. Все стены и суфы были обмазаны слоем глиняной штукатурки и побелены. На одной из суф были найдены остатки войлочного ковра. Полы делались из утрамбованной глины.
В ряде комнат сохранились покрытия из тростниковой циновки. А в стенах над суфами располагались сводчатые ниши, где, видимо, когда-то стояли светильники, дорогая посуда и другие необходимые в быту предметы. Кроме жилых помещений, в домах были и кладовые комнаты, в которых находились ямы для проса и ячменя; в них также были места для хранения слив, яблок, винограда, косточки которых встречены там, как и орешки миндаля, привезенные из далеких стран. Был найден и высохший репчатый лук. Склады отгораживались от отапливаемых жилых помещений стенами, сделанными из деревянного каркаса с сырцовыми кирпичами, вставленными в него в виде елочки. Такая конструкция была декоративной и служила для естественной вентиляции в складском помещении.
В помещениях найдена посуда: разнообразные по форме глиняные кувшины, горшки, кумганы и котлы, сделанные местными мастерами. Ее дополняли кувшины, изготовленные из кашина (особого светлого керамического теста силикатного происхождения, основными компонентами которого были песок, каолин и полевой шпат), покрытого блестящей бирюзовой поливой, явно местного производства. Украшали этот набор посуды каменные котлы, привезенные из Хорезма, многоцветные поливные кесе на кашине из нижневолжских городов, а также фрагменты чаш из очень дорогого зеленоватого китайского фарфора - селадона, за который местные богачи давали целое состояние.
В городе находились мастерские по изготовлению изделий из кости. Различные пряжки, пластины-обкладки для лука, детали украшений колчанов, ручки ножей, кольца для стрельбы из лука, инструменты для кожевенного и ткацкого производства и другие предметы делались талантливыми мастерами. Хороши были изделия кожевенников: сумочки и пояса, ичиги и сапоги на каблуках, которые набраны из многих десятков слоев кожи, куртки, бурдюки и седла.
Хозяйственная деятельность горожан заключалась также и в разведении великолепных лошадей и выносливых верблюдов, так необходимых на дальних караванных маршрутах. Согласно Ибн Арабшаху, арабскому историку XV в., караваны из Хорезма проходили совершенно спокойно, "без страха и опаски", до самого Крыма в течение трех месяцев. "Караваны не возили с собой ни продовольствия, ни корма для лошадей и не брали с собой проводника, вследствие многочисленности (тамошних) народов, да обилия безопасности, езды и питья у (живущих там) людей". Жителей Сарайджука характеризовал высокий уровень грамотности. Об этом говорит разнообразие надписей на посуде, на предметах из бронзы, да и просто на бумаге. На керамике они особенно хорошо сохранились. Один из глиняных хумов украшает отрывок из поэмы Юсуфа Баласагунского, уроженца Чуйской долины, жившего в Кашгаре в XI веке:
"Красны речи словом,
а мысли - речами.
Красны люди ликом,
а лики - очами!"
Город, находясь на перекрестке караванных путей, был, естественно, вовлечен в широкую международную торговлю. Оживленная торговля велась с Китаем и Кавказом, с Ираном и Индией, со Средней Азией, восточной Европой, Крымом и Русью. Китайский фарфор украшал дастарханы зажиточных горожан. Этот высочайшего качества фарфор представлен среди сарайджуковских находок в основном посудой светло-салатного цвета, которую в Европе называли селадоном. Помимо разнообразных растительных орнаментов, украшавших изделия, облаков, птиц и так далее, на фрагментах чаш были обнаружены иероглифы. Иранские и сирийские стеклянные кувшины, стаканы, лампы с росписями из разноцветных эмалей и золота радовали взгляд. Изящно отделанные хорезмииские каменные котлы высоко ценились горожанами - считалось, что в них пища приобретает особый вкус.
Оттуда же поступали своеобразные вазы, кесе и блюда, сделанные из черной глины. Ожерелья из стеклянных, сердоликовых, хрустальных бус, вставки из бирюзы для перстней изготавливались на месте или привозились из Ирана и Средней Азии. Магические раковины "каури" поступали из Индии, амфоры, в которых перевозились вино и масло, - из далекого причерноморского торгового города Трапезунда. Разноцветные кесе и пиалы с надписями религиозного и философского содержания попадали в Сарайджук из Хорасана и городов Нижней Волги. Роскошные поливные чаши и вазы, изготовленные местными мастерами, украшали дома других городов Золотой Орды. Один из таких сосудов попал даже в коллекцию Государственно-исторического музея в Москве.
Третий этап в жизни города приходится на рубеж XV-XVI вв. В Сарайджуке происходит изменение топографии. Жилые участки, расположенные вдоль Жайыка, пустеют, и население начинает концентрироваться в южном районе города, вдоль ныне сухого русла реки Сорочинки, огибавшей город с запада и вытекающей из Жайыка у его северо-западной окраины. Видимо, вновь произошли природные изменения в сетке русел реки. Посол Австрии в Московии Сигизмунд Герберштейн в 1549 г. писал, что Сарайчиком в то время владел князь Шидак, а на карте поместил город на левом берегу реки Жайык. Там же помещает его и английский купец Антоний Дженкинсон, лично посетивший эти места в 1558 г.
В то время Сарайджук стал столицей Ногайской Орды. Господствующим племенем в Орде были мангыты, а этноним "ногайцы" появился только в конце XV в. Основная территория Ногайской Орды находилась в степях между Волгой и Жайыком. В состав Ногайской Орды входило свыше двадцати племен и родов: найманы, кыпчаки, алаши, канглы, алчины, коныраты, катаганы, уйгуры, ткаи, мангыты и другие. Это объединение, по сути, было не этническим, а политическим.
Резиденция главы мусульманского духовенства Ногайской Орды находилась именно здесь. Ногайские князья и мурзы считали важным отдавать своих дочерей за сеидов, проживавших там. Сеиды считались потомками пророка Мухаммеда и образовывали особо почитаемую группу духовенства. Кроме самих сеидов, в Сарайджуке жили служители ислама других категорий: шейхи, муллы, хаджи, хафизы, суфии, дервиши. Эта традиция, видимо, установилась с принятием ислама в XIII в. Духовенство осмысливало различные ситуации и давало нравственные советы государственным деятелям, было задействовано в дипломатических переговорах и активно участвовало в жизни города и степи как "учителя людские". Многие из них покоятся в сарайджуковской земле. Кроме них, там нашли последний приют и ногайские князья и мурзы. По косвенным данным, там захоронены тела знаменитых князей Окаса, Ших-Мамая и других. А людская память сохранила в поэтической форме красоту человеческих образов:
Сарайчиковские напевы
"Гусиному клекоту подобны,
Ногайлинские девушки так щедры,
что жаждущему воду-мед подают"
В настоящее время городище быстро исчезает с лица земли. Этот процесс связан с изменением русла реки Жайык. Мощный поток воды стал интенсивно подмывать непосредственно его территорию. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы донести до настоящего и будущих поколений частицу глубинной исторической памяти народа. Слои, оставшиеся после жизни Сарайджука, - это книга, которая сохранила в веках счастье, любовь и ненависть, благоденствие горожан и ночи поражений, бед и болезней. Каждый предмет, добытый кропотливым трудом и сохраненный для нас великой природой, будь то художественная керамика, бляхи с мифическими изображениями, украшения, монеты и другие, несет поток информации из того времени, который мы не можем пока полностью расшифровать, отражает огромный духовный мир наших предков.
Волею исторических судеб эстафета Сарайчика и его округи, где сталкивались геополитические интересы не только стран Циркумкаспийской зоны, но и Востока и Запада в целом, его особая связующая роль в обеспечении экономических, культурных, политических связей сейчас перешла к городу Атырау, расположенному близ руин древнего города. У Атырау - мощного нефтяного, торгового города - светлое и долгое будущее, которое было заложено как благосклонностью к этому району Земли, так и плодотворными усилиями предков.
-------------------------------------------------------------------------
Ж.М. Сабитов
Ханы Ногайской Орды
Оригинальная версия: Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань 2009. С.138-141.
В исторической литературе тема ногайских ханов освещена слабо. Причиной этому является с одной стороны обрывочность сведений о ногайских ханах. С другой стороны, ханы Ногайской Орды не представляли из себя сильного института власти и были полностью зависимы от реальных обладателей власти ногайских правителей (потомков Едыге) и поэтому их жизнедеятельность не была столь хорошо освещена. Трепавлов В.В. писал: "Юсуф (Правитель Ногайской Орды) занимал номинальный княжеский пост верховного военачальника-беклербека при безвластном хане. Посажение марионеточных монархов, которые своей персоной освящали гегемонию ногаев в степях, практиковалось во второй половине 15 века, во время формирования Ногайской Орды, а также в середине 16 века"[1].
В этой статье мы постараемся показать свое видение проблемы и выдвинуть свою гипотезу о генеалогии ногайских ханов.
Сохранилось много обрывочных сведений о ханах Ногайской Орды.
1. Янай (Джанай) известен как марионеточный хан при Юсуфе. Трепавлов В.В. предположил, что данный хан был потомком Большеордынского хана Ахмеда.[2]
2. Ибишей, известен как марионеточный хан при Исмаиле[3]. Генеалогия не известна.
3. Послание Мусы, Ямгурчи и хана-чингизида в Москву:
Имя хана звучит как Абелек Еменек Абдельфатта. Сообщение датировано 1490 годом[4].
4. Среди ханов, управляющих ногайцами, кроме вышеперечисленных, известен Абугай-хан, выдавший дочь за Саадат-Гирея, согласно сообщению султана Сулеймана[5].
Нам точно не известны года жизни Абугая, но можно предположить, что замуж его дочь была отдана в 1523 году, когда Саадат-Гирей, вместо того, чтобы мстить убийцам брата (Мухаммед-Гирей), выслал к ним посольство с мирными предложениями к ногайцам[6]. Надо думать, этот брак был заключен именно в то время. Хотя он мог быть заключен и позже, до 1532 года, когда Саадат-гирей отрекся от престола и навсегда покинул Крым, уехав в Стамбул. Скорее всего, он уехал в Стамбул с женой, дочерью Абугай-хана, отсюда султан Сулейман и смог узнать об этом факте.
5. В 1535 году в сообщении Сеид-Ахмед-бия, правителя Ногайской Орды, о проживавших у него чингизидах указаны: потомки Тимур-Кутлуева дома, сын Ибака и казахский хан Ходжа-Мухаммед[7].
Возможно, Ходжа-Мухаммед также являлся ханом при ногайских мурзах, пришедшим из Казахского ханства, где в это время царила анархия[8].
Ни по одному их выше перечисленных ханов нет указания на их генеалогическую принадлежность.
6. Сообщение Мулакаева, о правивших в Башкирии чингизидах, с указанием целого ряда ханов, правивших до ногаев и во время существования Ногайской Орды[9].
Если Ибишея и Яная мы не можем отождествить с кем то из известных чингизидов, то насчет Абогая и Абелек Еменек Абдельфатта у нас есть свои версии:
Азметзянов М.И. в одном из шежере упоминает Абужай-хана.
Родоначальник рода был потомок шибанидов Аеры Калбак. Его сын Абужай-хан, его сын Исмаил-хан, его сын Алмалы, его сын Юрматы-би, его сын Юрми-би, его сын Гали-би, его сын Алеем Аккучкар и т.д.[10]
Также дальше там добавлено: "Аеры Калбак (отец Абужая) - 1420 еллар чамасында Тубан Идельдан Хорезм якларына кучеп киткен татар кибеллелеренен берсе булса керек"[11].
Со времени основателя рода прошло 21 колено, так что логично предположить, что этот Абужай жил около 500 лет назад, как и было написано в примечаниях к главе у Марселя Ахметзянова
Мы вполне можем предположить, что Абужай из шежере Юрматы-бия тождественен ногайскому хану Абогаю.
Насчет Абелек Еменек Абдельфатта. Его имя выглядит немного громоздким.
В исторической литературе встречается такой персонаж, точнее их было два:
Имя Абелек мы можем отождествить с Абулеком, сыном Ядигера (потомок Арабшаха), а имя Еменек мы можем отождествить с Аминеком, другим сыном Ядигера. Скорее всего, тут просто произошла ошибка и двух братьев, записали как одного человека.
Как нам известно, Ядигер сын Тимур-шейха, сына Туглу-хаджи, сына Арабшаха. "Йадгар-хан в году восемьсот шестьдесят втором[12] стараниями Буреке-султана и Муса-бия стал падишахом над большей частью узбеков и долгое время счастливо правил, [а затем] ушел из мира [тленного]"[13].
Если Фирдаус ал Икбал датирует правление Ядигера начиная с 1457-1458 годов, то автор фатх-наме (опираясь на нусрат-наме) говорит о том, что Ядигер стал ханом после смерти Абулхаира (правил в 1428-1468)[14]. Т.е. в 1469-1470 годах.
О трех сыновьях Ядигера было написано следующее:
"Буреке-султана вскоре после этого события убил Шайбани-хан, внук Абу-л-Хайр-хана. От него осталось два сына по имени Ильбарс и Бильбарс. Если будет угодно Аллаху, о них будет сказано в своем месте.
Абулек-хан, [сын Йадгар-хана], после своего отца и старшего брата был падишахом в течение шестнадцати лет. Он был очень мягким и безобидным человеком. Поэтому [при нем] среди узбеков возникли вольности и проявилась анархия.
У него был сын по имени Хасанкули. Когда наступил смертный час, он назначил своего младшего брата престолонаследником, [а сам] исполнил волю всевышнего. Фард...
Аминек-хан, сын Йадгар-хана, после [смерти] брата открыл дорогу справедливости и правосудию.
Эли Мухаммад Шайбани-хана, который овладел Мавераннахром, в период [правления] Аминек-хана перекочевали в Мавераннахр и около него ие осталась какого-либо эля, кроме людей, [непосредственно] принадлежавших [ранее] Йадгар-хану"[15].
Из этого сообщения из Фирдаус ал Икбал становиться ясным, что Ядигер и два его сына Абулек и Аминек были ханами в восточном Дешти-Кипчаке. Обычно это известие либо игнорировалось, либо не освещалось, так как по идее, оно не вписывалось в понимание того, что случилось после распада ханства Абулхаира. Считалось, что территория ханства Абулхаира была поделена между Сибирским и Казахским ханствами и Ногайской Ордой.
Автор Фатх-наме, в списке врагов Шах-Хайдар-хана (сын Абулхаира, правил в 1469-1470) называет Сибирского хана Ибака, Казахского хана Джанибека (в иерархии казахских ханов он был младшим ханом по отношению к Керею) и Буреке-султана вместе с Мусой и Ямгурчи[16].
Проследив связи ногайских мурз с династией Арабшахидов, мы считаем, что именно представители клана Арабшахидов (Ядигер и два его сына Абулек и Аминек) были первыми марионеточными ханами Ногайской Орды.
Почему же в хорезмских источниках (Абулгази, Фирдаус ал Икбал) не упомянут факт того, что данные ханы были всего лишь марионетками в руках ногайских мирз. Надо думать к моменту написания этих источников память о марионеточном царствовании данных ханов уже выветрились из памяти потомков, или же авторы специально не указывали факта, чтобы в памяти подданных не сохранились не желательные с их точки зрения факты.
В пользу версии о правлении Арабшахидов в Ногайской Орде свидетельствуют такие факты как:
1. Помощь Мусы в возведении Ядигера на ханский престол ("стараниями Буреке-султана и Муса-бия стал падишахом над большей частью узбеков") и последующая совместная борьба Буреке, Мусы и Ямгурчи против потомков Абулхаира.
2. Совместное письмо к русскому царю в 1490 Мусы, Ямгурчи и кого-то из сыновей Ядигера под именем Абелек Еменек Абдельфатта (Абулек или Аминек, возможно оба)
3. Согласно хорезмским источникам Ядигер, Абулек, Аминек были ханами в Дешти-Кипчаке. Название государства, где они правили с момента смерти Абулхаира (1468), ухода Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию (1500) и завоевания Хорезма сыновьями Буреке (1515), нам неизвестно.
О царствовании этих ханов говорят три источника:
1. Абулгази
2. Фирдаус ал Икбал
3. Фатх-наме.
Если первые относятся к группе Хорезмских источников, где правили потомки этих ханов, то третий источник не зависел от них и писался при личном участии Мухаммеда Шейбани, который в пору своей молодости служил у Йадгар-хана и Буреке-султана[17].
Если принять во внимание, что улус Абулхаира фактически был поделен между Сибирским, Казахским ханствами и Ногайской Ордой, то места для ханства Ядигера и его детей не было. Единственным ответом на это, может быть гипотеза, о том, что на самом деле Ядигер и его дети правили в Ногайской Орде.
Переселение Арабшахидов в Хорезм совершилось примерно после смерти Мухаммеда Шейбани. Фирдаус ал Икбал пишет, что:
"Ильбарс-хан, сын Буреке-султана, был истинно верующим и глубоко набожным падишахом. После Аминек-хана ханский престол украсился его персоной. В году девятьсот одиннадцатом[18] он овладел Хорезмом и возложил себе на голову корону хорезмшахов. Подробное изложение этого сообщения таково: после Султан Хусейн-мирзы Ургенч стал достоянием Шайбани-хана. Правитель кызылбашей Шах Исмаил сразился в Мерве с Шайбани-ханом и убил [его]"[19].
Известно, что Мухаммед Шейбани умер не 1505 году а гораздо позже, в 1510 году. Надо думать ошибки в Фирдаус ал Икбал вызваны тем, что устное летоисчисление по животному циклу переводилось в мусульманские годы по хиджре и получалось так, что при ошибке, сдвиг приходился на 12 лет.
То есть, например, в Фирдаус ал Икбал сказано, что Ядигер стал ханом в 1457-1458 году, а согласно Фатх-наме он стал ханом после смерти Абулхаира. Надо думать, что тут произошла ошибка в один цикл и Ядигер стал ханом не 1457-1458 годах, а в 1469-1470 годах. То же самое с датой завоевания Хорезма. Надо думать, что Ильбарс с братом завоевали Хорезм не в 1505-1506 годах, а в 1517-1518 годах.
Тогда уже можно понять мотивы переселения улуса Ильбарса в Хорезм.
Возможно, это связано с нашествием казахов на ногайцев и бегством тех от казахов: Несколько лет шли упорные бои, связанные с притязаниями Касым-хана на земли Ногайской орды. Летом 1519 года ногайский правитель Шигим прислал в Крым послов, прося убежище от казахов, которые напали на ногаев[20].
Мне думается, что во время казахско-ногайских войн и после смерти Аминека два брата Ильбарс и Бильбарс сумели захватить Хорезм. Несомненно, они были более деятельными, чем их дяди Абулек и Аминек. Известно, что, несмотря на то, что Бильбарс был парализован, он участвовал в боях, "Он садился на телегу, запрягал в нее трех-четырех буйных коней, ходил в передовых отрядах и совершал набеги"[21]. Также известно, что дети Абулека и Аминека не участвовали в захвате Хорезма, а были приглашены Ильбарсом в захваченный Хорезм[22].
Согласно родословным у Ядигера было 4 сына: Буреке, Аминек, Абулек, Абак[23].
Если с тремя первыми детьми и их потомками мы знакомы (их потомки жили и царствовали в Хорезме), то с личностью Абака и его потомством мы не знакомы.
Мы отождествляем Ногайского хана Абогая и Абака, сына Ядигера.
В пользу этой версии свидетельствуют такие факты как:
1. Ядгар, а потом его сыновья Абулек и Аминек также были марионеточными ханами у ногайцев (Муса и Ямгурчи). Можно предположить, что после смерти всех трех братьев, Абак был возведен ханом как старший в правящем роду.
2. Совпадение имен (Абак и Абугай).
3. Совпадение времени жизни. Дочь Абугая была замужем за Саадат-гиреем (могла выйти замуж с периода 1523-1532), что свидетельствует о том, что ее отец жил в то же время, что и Аминек (жил во время исхода Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию).
4. Потомков Абака не было среди хорезмских Шибанидов, в то время как потомки остальных трех братьев там были, что косвенным образом свидетельствует о том, что Абак и его потомки остались среди Ногайской Орды.
5. Также на этом фоне интересно выглядят данные шежире Юрматы-бия: После шежере Абужай-хана там дальше добавлено: "Аеры Калбак (отец Абужая) - 1420 еллар чамасында Тубан Идельдан Хорезм якларына кучеп киткен татар кибеллелеренен берсе булса керек"[24].
Переселение отца Абужая в Хорезм, скорее всего – это отголосок переселения большинства родни Абака в Хорезм.
Хотелось бы разобрать вопрос о сообщении Муллакаева: согласно нему Башкирией сначала правил Хак-Назар до 1538 года, после него семь лет правил Исмаил-хан, после него правил Ахмед Гирей (во времена правления Шах-али), который назван сыном Хак-Назара.
Мы хотели бы выразить свою точку зрения на генеалогию Исмаил-хана. Мы считаем его сыном вышеупомянутого Абугай-хана, согласно шежире Юрматы-бия у Абужай-хана был сын Исмаил-хан. Хотя большинство историков склоняются к тому, что Исмаил – это будущий правитель Ногайской Орды Исмаил[25].
1. Исмаил-хан известен по шежире как сын Абужай-хана
2. Исмаил, потомок Едиге, никогда не носил титул хана, тогда как Исмаил, правитель Башкирии назван ханом, титул хана мог носить только чингизид.
Недаром башкиры во времена своих восстаний призывали Кучумовичей (Кучук, его сын Султан-Мурат, хан каракалпаков) для легитимизации восстания, или же выпрашивали казахских чингизидов к себе в правители (Шигай, сын Барака в 1735-1738, приглашения Аблая (1735-1738) и Абулхаира (1709-1710), сын Абулхаира Кожахмет в 1737 году).
Тот же Мулакаев делает различие между понятиями хан и мирза. Мирзами он называет Алтакара (Алчагира) и Битюряка, а ханами Хак-Назара, Ахмед-Гирея, Исмаила, Басмана и Тюра-хана[26].
3. В сообщении Мулакаева Исмаил-хан умер еще до взятия Казани русскими (а именно до воцарения Шах-али в Казани, а известный нам правитель Ногайской Орды был жив после взятия Казани русскими[27].
Таким образом, мы хотим резюмировать, что первой ханской династией Ногайской Орды были Арабшахиды (Ядигер, Абулек, Аминек, Абак (Абугай, Абужай), Исмаил, сын Абугая, ставленник ногаев в Башкирии).
После завоевания Ильбарсом и Бильбарсом Хорезма, смерти Абугая, а также отъезда потомков Аминека и Абулека в Хорезм, ногайские правители начали приглашать на трон представителей династии Кичи Мухаммеда, к ним гипотетически относились Янай и Ибишей, а также представителей казахских ханов (Ходжа-Мухаммед, Хак-Назар и его сын Ахмед-Гирей[28]).
Литература
[1] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 223.
[2] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 45, 223
[3] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 162
[4] История Казахстана в Русских Источниках т.1. Алматы. 2005. стр.37
[5] Трепавлов В.В. "История Ногайской Орды". Москва. 2002. стр. 178.
[6] Гайворонский О. "Повелители двух материков" т.1. Киев. 2007. стр. 160.
[7] История Казахстана в Русских Источниках т.1. Алматы. 2005. стр.69
[8] Генеалогия Ходжа-Мухаммеда имеет две версии. Подробнее: См. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках".Астана. 2008. Стр. 34.
[9] Рычков П.И. "История Оренбургская". Уфа. 2001. Стр. 181-182, 272.
[10] Марсель Ахметзянов "Татар шежерелере". Казань. 1995. Стр. 36.
[11] Марсель Ахметзянов "Татар шежерелере". Казань. 1995. Стр. 38.
[12] 19.XI 1457—10.Х 1458 г. н. э.
[13] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.435
[14] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстанаи Центральной Азии в 13-18 веках". Алматы. 2001. Стр. 46.
[15] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.436-437
<