Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Асан Кайгы

Асан Кайгы

Опубликовано 14.09.2013

Асан КайгыАсан Кайгы Қайғы
(ХIV-ХVвв.)

Асан Кайгы (Асан Печальный) - настоящее имя - Хасан Сабитулы. Казахский жырау, поэт-философ, родился во 2-й половине XIV в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. XV в. Период его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Существует версия о киргизском происхождении Асан Кайгы, которая может быть оправдана общностью и близостью казахского и киргизского народов. Его звали и Асан ата, благодаря высокому авторитету.
Он был вещим певцом, певцом импровизатором-жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры: толгау, терме, шешендiк создер (крылатые слова), назидания и афоризмы.

Асан Кайгы

Художник К.Баранов.

Исследованием и собиранием произведений Асана Кайгы занимались Ч.Ч.Валиханов, Г.Н.Потанин, поэт М.Ж.Копеев, С.Сейфуллин, М.О.Ауэзов и др. Издание поэтического наследия жырау началось в конце XIX в.
Асан Кайгы был очень влиятельным сановником хана Алтын Орды (Золотой), впоследствии основателя казахского ханства Улу-Мухаммеда. Во времена политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке был сторонником султанов Керея и Жанибека, противников хана Абуkхаира, основавших в 1456 г. казахское ханство. Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в одно государство. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие. Асан Кайгы считал, что Жер Уюк должен стать местом счастья и равноправия людей. И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня "ложных показаний", "дурного слова", потому что именно с ними связано "зло" на земле. В действительности эта легенда отражает историческую ситуацию середины XV в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орды и Ак Орды, что вызвало массовую откочевку казахских родов из Восточного Дешт-и-Кыпчака в долины рек Чу и Талас. Потому он и вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище "печальный", связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идеи любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его "кочевым философом".
Рассказы о поисках Асан Кайгы Жер Уюк включают в себя крылатые слова и выражения, образные характеристики тех местностей, где он побывал, их климатических условий, населения, а также многочисленные топонимы.
Конкретное место захоронения Асан Кайгы неизвестно. Существуют две основные версии: по первой, захоронен в Улытауском районе Жезказганской обл., по второй, в 16 км от пгт Чиили Чиилийского района Кызылординской обл. Памятник в честь Асана Кайгы в Кызылординской обл. называют "Кумбез Асан ата". Данный памятник с 1982 г. находится под охраной государства.

Третья версия, опять таки легенда, говорит о том, что Асан-Кайгы похоронен в недалеке от села Кайгы Наурзумского района Костанайской области.

Опубликовать в социальных сетях