Эпоха бронзы
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э.
В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.
Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.
Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.
По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.
Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие для студентов, 1998 г.
Эпоха бронзы.
С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории – развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую.
Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-3ападном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай – атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства – полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-X вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.
Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт-общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально-магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.
С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.
В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукт у соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти – подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций.
Общины объединялись в кишвары – “области”. По сути, “область” представляло собой племя – союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен – “областей” были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения.
Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине ХV в. до н.э. приходит в упадок.
Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в ХV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II – начале I тысячелетия до н.э.
Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание – арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XII-X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена – носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура. В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.
Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА