Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс цитирования
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Сайт История Казахстана http://tarikh.kz/ - является некоммерческим проектом. Поэтому мы нуждаемся в Вашей поддержке. На что пойдут ваши пожертвования: Технология: серверы, широкополосный доступ, обслуживание оборудования, улучшение сайта.

Становление Казахского государства

У азиатских народов свобода и независимость могли обусловливаться только в лице отдельного хана и своего родоначальника. Анализируя предание казахов и ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих", Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХV в. имели свое политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод: Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине XIVв. В случаях общего смятения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из «Шейбани-наме», означало возвышенность духа, здравость, что соответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к XIV в., содержатся в работе Утемиша-хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине XIV в. по поручению Шайбанида Иш-султана. Образование государств Кок-орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государственности местного населения и формировании этнических общностей народностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, материальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джанибек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр хану и мотивировали свой отказ традицией наследования власти в степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак орды на власть в Восточном Дешт–и-Кыпчаке. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных объединений, связано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. В результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объединенных множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась государственность, основанная на более определенной этнической основе, на базе формировавшихся народностей.
В кочевом обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена. Два султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хайдар Дулати (1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, входивших со второй половины ХVIв. в состав казахской народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время (около 860 года хиджры) (1455-1456гг) Абулхаирхан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину Моголистана. Там они зажили спокойно". Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под властью Джанибека и Гирея. Мухаммед Хайдар относит время образования казахского ханства к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870.»
Новое государство, возникшее на территории западной части Семиречья, стало основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада владений Золотой орды. Население молодого государства росло. Его окружали могущественные соседи. На западе оно граничило с государством Абулхаира, на юге - со среднеазиатскими владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В противовес Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Джанибек-ханом, сохраняет дружественные связи с правителями ногайцев, мангытов, каракалпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время управления Джанибека, когда две родные орды ногаев и казахов жили вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит большая часть преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Джанибека и философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор. Основная идея творчества Асан-Кайгы - это идея единства племен казахского ханства Джанибек также устанавливает основы мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Казахскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По утверждению Мухаммед Хайдара, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Рашид-хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою». Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого государя - Джанибека перед казахским народом заключается в том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу казахский народ назвал его "Аз-Джанибек" т.к. "Джанибек Благословенный". Казахские ханы, вступившие в борьбу с шайбанидами за власть в южном и центральном Казахстане обладали несомненной реальной силой. Это подтверждает даже шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г. Гирей-хан (Кирей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада Шайбани, автор исторического сочинения "Мехмананаме и Бухара", участник одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведенного им в 914 гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет, что казахские ханы тоже происходят от Джучи-хана, они тоже многочисленны. "В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из узбеков. Говорят, если Бурундук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много вооружений и продовольствия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при кишлаках. Шайбани хан в Самаркандской пустыне, что лежит против Отрара, мне однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей". Рузбахани сообщает, что Саганак в Дешт-и-кыпчаке обстроенный, земледельческий и населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен большими постройками и обработанными полями, богат разнообразными продуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говоря о южном пункте казахов, он отметил, что от города Сыганака в сторону к Сырдарье на северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как передают, у этих барханов кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к созданию общей государственности и объединению в процессе длительного экономического и хозяйственно-культурного развития. Казахское ханство занимало заметное место в регионе Центральной Азии, в системе государств евразийских народов, В первой четверти XVI в. границы казахского ханства на юте выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть городов Туркестана, на юге-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна р. Яйк. Заметим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундук-хан. Увеличилось численность населения ханства. Число поданных хана Касыма Мухаммед Хайдер определил миллионом человек. Казахское ханство втягивалось в международные отношения того времени.
При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятельная народность стали известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих-и-Рашиди" утверждал, что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана т.е. большей части Дашт-и-Кыпчак. Казахский хан Тагир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской ордой и потерял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и всех своих монголов из Моголистана в Кашгар". Укрепление ханства и расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили сын Касым-хана Хакк-Назархан (1538-1580), названный государем казахским и киргизским и Тевеккель хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только казахским, но и калмыцким. В период правления Тевеккеля, ойроты, т.е. калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов на жузы, Орда имела военно-территориальное образование согласно десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой тумен (дословно - десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто тысяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто тысяч воинов. Поэтому наряду с понятием "улус" существовало представление "жуз". После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением (Моголистан) фактически стала первой постмонгольской независимой кипчакской территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголистану и имевшей с самого начала большую автономию Кок-Ордой положила начало Большому жузу или Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения самостоятельности, стал Средний жуз. Ч.Валиханов утверждал, что казахи, по старшинству племенных союзов составляют старшие орды - Большую, Среднюю и Малую. Младший жуз появился после гибели Ногайского ханства. В конце ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов - Жеты жаргы обеспечивал своим талантом независимость и политическое единство страны.