Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс цитирования
Подпишись на новости от tarikh.kz

Подписаться письмом
Восстание под предводительством Кенесары Касымова 1837-1847 годов

Объединение казахских отрядов под руководством Кенесары Касымова и восстановление казахского ханства (1837-1841 гг.)

Предтеча в Восстания в XIX веке

Переход руководства движением Кенесары. Смерть Саржана ненадолго остановила дальнейший рост национально-освободительного движения казахов. Однако уже летом 1837 г. началось новое, более мощное выступление, возглавляемое братом Саржана - Кенесары.
Сам Кенесары не раз подвергался преследованиям со стороны колониальных властей. В одном из своих писем генерал-майору Генсу Кенесары подробно перечисляет, как его лично, по наговору султана Джамантая Букеева, посылаемые в степь отряды разоряли в 1825, 1827, 1830, 1832, 1836 гг. Кенесары сражался сначала под руководством своего отца Касыма, а затем брата Саржана. Первое упоминание об участии 23-летнего Кенесары в рядах отрядов Саржана относится к 1825 г. Как руководитель казахских отрядов он выступил на арену лишь после убийства его отца и брата.
Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в “единоверных” среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта - против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь, против Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать систему укреплений на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.
Весной 1837 г. Кенесары с небольшим отрядом появляется на территории Акмолинского округа. Казахи стали массами стекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов стали как ближайшие родственники Кенесары - Наурызбай, Абылгазы, Альжан, Бопай ханум, так и неродовитые батыры из народа - Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламан Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, в отрядах Кенесары было много беглых русских солдат, ссыльных поляков, башкир. Башкиры и русские отливали пушки, изготовляли ружья, обучали казахских воинов пешему строю. Один из беглых, имя которого неизвестно, служил личным секретарем Кенесары. Кроме того, на первом этапе к нему присоединилась часть султанов и биев, состоящих на русской службе, частью преследуя свои интересы, частью от страха перед Кенесары.
Успехи казахской армии. Летом 1837 г. был разгромлен карательный отряд Чирикова и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баян-аульского округов. В начале 1838 г. разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики российских властей.
В своем письме Кенесары требовал уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ, в случае невыполнения оставляя за собой право продолжить войну. Представителям султана не удалось доставить письмо Горчакову. По дороге в Омск они были схвачены и преданы суду. Срыв переговоров с Россией заставил Кенесары возобновить активные действия.
Отряды казахов разгромили отряд войскового старшины Симонова, аулы ага-султана Конуркульджи Кудаймендина, напали на Аманкарагайский приказ. Летом 1838 г. войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. 7 августа после ожесточенного штурма крепость была взята, все ее укрепления срыты, а постройки сожжены. Комендант крепости Карбышев и Конуркульджа под покровом темноты бежали. После этого в течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу, систематически нападая на приказы, пикеты и разъезды, опустошая аулы султанов-правителей и прерывая коммуникации. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Ыргыз с целью объединиться с отрядами Младшего жуза, возглавляемыми Жоламан батыром.
С конца 1838 г. районы Торгая и Ыргыза становятся основной базой казахских отрядов, а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация, видя бесполезность карательных экспедиций вглубь степи, меняет тактику и заключает перемирие с казахами. В 1840 г. Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекращены карательные походы русских войск в степь, начались переговоры между казахами и русским правительством.
Восстановление Казахского государства. С 1840 г. начинается новый этап освободительной войны, связанный с возрождением казахской государственности. Подготовленные совещания представителей казахских родов завершились в сентябре 1841 г. избранием Кенесары ханом восстановленного казахского государства. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных на усиление централизации власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный ханский совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.
Особые помощники хана, жасаулы, были закреплены за различными родами и должны были следить за выполнением ханских распоряжений. Судом имели право заниматься только те бии, которые имели разрешение от Кенесары. Для всего кочевого населения ханства был определен налог “зякет”, для земледельческого -”ушур”. Подчинявшиеся Кенесары казахские роды были освобождены от налогов в пользу русской и кокандской казны.
Реформировал хан и свою армию. При нем появилась у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдат и офицеров Кенесары перенимал основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.

Наступление русских войск и гибель Кенесары (1841-1847 гг.) Боевые действия 1841-1844 гг. Используя короткую передышку в борьбе с Россией, Кенесары начал войну с Кокандом для освобождения родов Старшего жуза. В сентябре 1841 г. его войска заняли города Созак, Яны-Курган, Жулек и Ак Мечеть. Однако в 1842 г. перемирие с русским правительством было нарушено. Сибирский отряд под командой Сотникова напал на аулы Кенесары, угнал большое количество скота и пленных, в числе которых была его жена.
Военные действия в степи возобновились в августе 1843 г. Отряд из 5000 человек под командованием полковника Визанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и Каркаралинска. Со стороны реки Тобыла выступил отряд султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Биза-нова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск. Остальные отряды с наступлением осенних холодов также были вынуждены покинуть степь и вернуться в крепости.
Войско Кенесары в конце 1843 г. насчитывало 8 тыс. человек, хорошо обученных и вооруженных, основной базой его служили степи Торгая и Ыргыза. Колониальные власти решили окружить повстанцев одновременным ударом трех колонн из Орска, от Тобыла и гор Улытау. Орским отрядом командовал войсковой старшина Лебедев, Тобыльским - султан Ахмет Жантюрин, сибирским -генерал-майор Жемчужников. Эти отряды должны были в конце мая соединиться и замкнуть кольцо окружения вокруг Кенесары в районе Торгая. Однако незнание степных условий, умелая дезинформация, пущенная разведчиками хана, и постоянные набеги партизанских отрядов сорвали этот план. Маневрируя, повстанцы легко ушли от отряда Лебедева и вышли из окружения. Сибирский отряд опоздал, и Лебедев вынужден был вернуться в Орск.
Летом 1844 г. для соединения с Жемчужниковым был направлен отряд полковника Дуниковского. В верховьях Тобыла к нему должен был присоединиться Ахмет Жантюрин. Но в ночь с 20 на 21 июля на реке Улкояке Кенесары полностью уничтожил отряд Жантюрина и, обойдя отряды Дуниковского и Жемчужникова, напал на Оренбургскую линию. В середине августа он разгромил Екатерининскую станицу с крепостью. Карательные отряды были вынуждены отступить. Царское правительство снова начало переговоры с Кенесары. Хан просил провести границу между Казахским ханством и колониальными войсками по рекам Нуре и Есилю до Жаика, то есть уже не требовал освободить земли, захваченные ранее. Однако царское правительство намерено было захватить всю казахскую степь, чтобы начать завоевание Средней Азии. И в этих замыслах царизма не было места для независимости казахского государства.
Отступление казахской армии. К середине 40-х годов Х1Хв. русские войска уже далеко продвинулись в глубь казахской территории. Линии укреплений, идущие со стороны Сибири и Оренбурга, должны были соединиться в кочевьях Старшего жуза. Перед Россией стояла задача завершить завоевание Казахстана. Для этого в центре казахских кочевий начинают возводиться новые крепости - Кокпектинская (1844), Оренбургская (Тургай) и Уральская (Иргиз)(1845 г.).
Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Неся тяжелые потери, казахи были вынуждены оставить Торгайскую степь и отступить в районы рек Сарысу и Шу.
Отступив на юг, хан не прекращал борьбы с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокан-дом. Соединившись с батыром Жанкожа Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. В начале 1846 г. союз Бухары с Кокандом и поход карательного отряда генерал-майора Вишневского заставил Кенесары отступить и закрепиться на полуострове Камал в устье реки Или. Зимой 1846 г. отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на реке Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манапом Ормоном, отвергли его предложение и начали набеги на аулы, подвластные Кенесары. Началась тяжелая война на три фронта - против кокандских войск, кыргызов и отряда Жемчужникова, действовавшего в Жетысу.
Гибель Кенесары. На протяжении 1846-1847 гг. Кенесары сумел объединить силы казахов всего Старшего жуза, захватить крепость Мерке, начать строительство укрепления на реке Шу. Осенью 1846г. было заключено перемирие с кыргызами, однако вскоре по наущению кокандцев кыргызы убили казахского батыра Саурыка, и война возобновилась.
Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызскиё земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кеклы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены ко-кандскими и кыргызскими отрядами, в бою погиб брат хана-батыр Наурызбай, сам Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложения.
Западно-Сибирский генерал-губернатор Горчаков наградил всех отличившихся в войне кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских жигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану. В отмщение за смерть хана казахи Старшего жуза предприняли ряд походов в Кыргызстан, и несколько манапов были жестоко наказаны.
После смерти хана Кенесары и поражения казахской армии в Кыргызстане почти все земли Казахстана оказались под властью России, однако сопротивление казахов продолжалось. В Младшем жузе действовали отряды батыра Есета, на Сырдарье - Жанкожи Нурмухамедулы, в Южном Казахстане - султана Сыздыка Кенесарыулы.

 

Т.А. Шеметова
(Барнаульский государственный педагогический университет)
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ДВИЖЕНИЯ КЕНЕСАРЫ КАСЫМОВА В 30-40-х гг. ХIХ в. В КАЗАХСТАНЕ

В 30-40-х гг. ХГХ в. в Казахстане развернулось крупное восстание под руководством султана Кенесары Касымова (внука знаменитого Аблая). Это восстание, по мнению современной официальной казахской историографии, явилось ответом на военно-политические преобразования России в Центральной Азии. Так, например, профессор Алма-Атинского университета Ж.К. Касымбаев в статье «Упразднение традиционной государственности в Казахстане как следствие военно-политических акций царизма» в качестве основной причины восстания 1837- 1847 гг. выдвигается проведение царским правительством административно-политических реформ в Казахстане, долженствую-

375

щих положить конец своевольствам в степи, которые Ж.К. Касымбаев характеризует как «традиции кочевой страны» [1].

Несколько одиозно выглядит трактовка восстания Кенесары Касымова и в коллективном труде казахских ученых «История Казахстана», изданном в 1993 г., в котором это движение представлено как «всенародная, антиколониальная борьба казахского народа» [2], а руководитель восстания Кенесары Касымов как национальный герой. Авторы «Истории Казахстана» предпочитают видеть в нем не деспота, добивающегося сохранения ханской власти любыми способами, вплоть до уничтожения отдельных непокорных ему казахских владетелей, называя эти деяния лишь «вспышками гнева», а «ловкого, своеобразного политика», выступающего за «восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времен Аблая» [3].

Можно согласиться с авторами указанной работы лишь в том плане, что уже с конца XVIII в. российские власти пытались неоднократно провести ряд административных реформ, а также реформу государственного управления путем упразднения ханской власти в Младшем и Среднем жузах. Однако дело в этом направлении мало продвинулось в период правления Екатерины II, лишь в начале XIX в. эта проблема нашла свое окончательное решение.

В 1817 г. Петербург принимает решение об упразднении выборов ханов в Среднем жузе. Дальнейшая разработка реформ была возложена на М.М. Сперанского, итогом деятельности которого стал «Указ о сибирских киргизах (казахах)», утвержденный Александром I 22 июля 1822 г. На основе этого указа территория, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов, получила название «Область сибирских киргизов» и вошла в состав вновь образованного Западно-Сибирского генерал- губернаторства с центром в Тобольске (до 1839 г.), а затем в Омске.

Во главе округов по новому положению должны были стоять старшие султаны, которые избирались из среды влиятельных султанов. Казахская знать неоднозначно восприняла эти нововведения. Часть степной аристократии, по крайней мере внешне, выразила солидарность с политикой России. Некоторые представители родовой аристократии выступили против, что и повлекло за собой в дальнейшем военное противостояние между Петербургом и частью казахской аристократии и поддерживающих ее простых кочевников. В современной казахской историографии выдвигаются главным образом следующие причины восстания середины 30-40 гг. XIX в., которое казахскими

376

историографами характеризуется как национально-освобо'йитёльная борьба казахского народа:

1) разрушение своеобразной казахской государственности;

2) нарушение традиций кочевой страны, прежде всего повседнев
ной вольности.

Цель движения, определенная руководителями недовольных, изображается в весьма возвышенных тонах: «Движение за территориальную целостность и самостоятельность не вошедших в состав России земель», в то же время исключительно негативно оценивается деятельность сибирской администрации в период десятилетнего кризиса.

Документы и материалы, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют несколько иначе взглянуть на восстание Кенесары Касымова и деятельность сибирской администрации в этот период.

Институт ханства в его развитии рассматривал в ряде своих работ известный исследователь и просветитель Чокан Валиханов. Он пришел к выводу о том, «что ханская власть уже стала помехой в развитии казахского общества» [4], и поддерживал меры, направленные на ликвидацию ханской власти. Дело в том, что к началу XIX в. обостряется борьба за перераспределение богатств и власти, часть султанов стала экономически превосходить обедневших ханов, в результате происходит увеличение количества междоусобных конфликтов, раздирающих степь на части. Поэтому логично предположить, что основной причиной восстания является: 1) борьба за власть среди степной аристократии; 2) открытый грабеж и перераспределение власти и имущества под благовидным предлогом борьбы с «приспешниками Российского государства».

Эта точка зрения находит свое подтверждение в многочисленных доношениях, адресованных императору Николаю I оренбургскими губернаторами В.А. Перовским, В.А. Обручевым, сибирским губернатором князем П.Д. Горчаковым, председателем Оренбургской пограничной комиссии Н.Ф. Генсом и др., из которых явствует, что в целях экономического ослабления и подрыва политического влияния своих противников (старшего султана Акмолинского округа Кудаймендина, султанов - правителей Младшего жуза братьев Джантюринов, султана Айчувакова) Кенесары Касымов неоднократно подвергает грабежу их владения. Только за один набег в июле 1843 г. «было убито 17 человек, увлечено в плен 15 девок и женщин; угнано лошадей 5 500, верблюдов 3 500, коров 970 и баранов 7 000» [5].

Нужно подчеркнуть, что подобные набеги совершались неоднократно. Попутно Кенесары решал еще одну задачу: путем разгрома

377

непокорных родов заставить казахов оказывать ему поддержку. О притязаниях Кенесары Касымова на власть свидетельствует и тот факт, что он в сентябре 1841 г. провозглашает себя ханом (не о какой выборности по «традиции» речи не идет). Его отношения с сибирской администрацией нельзя назвать конструктивными, более это похоже на торговлю своей лояльностью, тактику лавирования. Как только условия, предложенные администрацией для прекращения борьбы (кочевать на определенной территории, отказаться от ханского звания), его не устраивают, он возобновляет военные действия, используя перемирие для освобождения «своих» людей от русского плена и пополнения продовольственных запасов.

Не выдерживает критики и утверждение современной казахской историографии о всенародном национально- освободительном характере движения, которое потерпело поражение только благодаря количественному и качественному превосходству российского войска и поддерживающих их части казахской знати и простых кочевников. Это утверждение также можно оспорить, проанализировав документы по Данной проблеме. Справедливости ради нужно отметить, что Кенесары Касымов сумел объединить под свое знамя часть казахских родов. Порой численность его войска достигала 10 тыс. чел. (для сравнения: население Среднего жуза составляло 1 млн 60 тыс. чел., Младшего - 1 млн 100 тыс. чел., Старшего - 500-600 тыс. чел., что в общей сложности составляет около 3 млн. чел.) [6]. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая тот факт, что количественное увеличение последователей нередко проводилось насильственным путем, мы не можем говорить о всеобщем характере восстания. В самом стане Кенесары также не было единства. Так, после перехода его в Жетысу (Семеречье) - (Старший жуз) непримиримую позицию в отношении восставших заняли потомки Аблай-хана Али и Суюк, т.е. родственники самого Кенесары. Да и первоначальная позиция по отношению к купцам (когда он грабил караваны) не принесла ему большой популярности среди этой категории казахов. Непродуманная, поспешная политика по отношению к части кочевников, которых насильно заставляли заниматься земледелием, и все потому, что это было выгодно руководителю восстания (давало независимость в продовольственном обеспечении отрядов). Это в очередной раз подчеркивает цель восстания - борьба за власть, а не ради мифической идеи самостоятельности Казахстана. Просто одна часть аристократии боролась за власть, опираясь на помощь Российского государства, другая - на часть местной знати и «со-

378

седей - противников России в этом регионе - Хивинское и Бухарское ханства» [7].

Конечно же нужно отметить промахи сибирской администрации, приведшие к увеличению числа недовольных, которые пополнили ряды движения К. Касымова. Но нельзя обвинять администрацию в одностороннем подходе к решению данной проблемы только силовыми методами. Исходя из имеющихся документов можно выделить два направления решения этой задачи. Сторонников первого направления, выступавших за решение конфликтов мирным путем, возглавил оренбургский губернатор В.А. Перовский. Сибирский губернатор князь П.Д. Горчаков, возглавивший 2-е направление, предлагал военный вариант решения вопроса. Последователи В.А. Перовского объясняли свою позицию следующим образом: с экономической точки зрения «слишком велики финансовые затраты: только на одну экспедицию требовалось от 5 до 8 тыс. руб. серебром. Это и выплата жалованья, и обеспечение лошадьми, и содержание в боевой готовности артиллерийских орудий» [8] и т.д. Со стратегических позиций они оценивали вооруженный метод борьбы как бесперспективный, вследствие невозможности на столь огромном пространстве бесконечно преследовать противника. Большую роль в определении их позиции играл внешний фактор - нецелесообразность конфликта с Бухарским и Хивинским ханствами, что было возможно при лояльности и в некоторых случаях прямой поддержки К. Касымова правителями этих территорий.

Сторонники П.Д. Горчакова обосновывали свою позицию тем, что Кенесары Касымов только тянет время, дальнейшее попустительство в борьбе с ним приведет лишь к укоренению в qreoh духа «вседозволенности», искушению легкой наживы и соответственно увеличит число «поклонников» Кенесары, а это значит продолжение противостояния и увеличение расходов государства. При этом действовать нужно «осторожно» и не давать брать верх эмоциям над трезвым рассудком:

1) не грабить население, поддержавшее по тем или иным причи
нам восставших;

2) постараться привлечь казахское население на сторону России;

3) увеличить контингент войск для борьбы с Кенесары.
Кенесары, пользуясь несогласованностью действий оренбургской

и сибирской администраций, лавировал между ними, что и затягивало окончательное разрешение противостояния в Степи.

379

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Касымбаев Ж.К. Упразднение традиционной государственности в Казахстане как следствие военно-политических акций царизма // Вестник науки Акмолинского аграрного ун-та им. С. Сейфуллина. Акмола, 1996. С. 39.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы, 1993. С. 203.

3.Там же. С. 215.

4.Валиханов Ч. Собр. соч. Т. 1. С. 430.

5.Сборник материалов для истории завоевания Туркестанского края. Ташкент, 1914. Т. IV. С. 41, 76.

6.Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996. С. 288.

7.Сборник материалов для истории завоевания Туркестанского края. С. 78-80.

8.Там же. С. 60-62,110.

http://new.hist.asu.ru/biblio/borod2/78-380.html


Рыцарь духовного наследия казахского народа - Кенесары Касымов
М.К.Койгелдиев

У каждого народа есть хранители-талисманы его духовных и моральных ценностей. К ним относятся знаковые, священные места исторических событий; города, освещенные историческими традициями; выдающиеся деятели. И это естественно. На переломных этапах своей истории каждый народ обращается к своим духовным корням. И при этом важно, вчера или несколько столетий раньше произошли эти знаковые события и жили эти личности, - время не имеет значения. Казахский народ всегда будет обращаться к событиям национально-освободительной борьбы 1837-1847 годов – событиям национальной гордости и боли. В них воедино слились интересы различных регионов Казахстана, различных жузов и родоплеменных объединений. Священны места военных действий и Ставки повстанческих отрядов. Всегда в памяти людей будут жить имена батыров – участников борьбы. И особое место среди них занимает легендарная личность Кенесары Касымова.

Имперская политика России не мыслилась без территориальных захватов, колонизации новых земель и народов. Казахские земли и казахский народ постепенно, на протяжении длительного периода, целенаправленно вовлекались царизмом в орбиту имперского влияния. Освободительная война 1837-1847 годов происходила в период экспансии царского правительства и кокандских правителей на казахские земли. В этих условиях Кенесары Касымов сумел поднять основную часть казахских родов. И в этом движение под руководством К.Касымова несравнимо ни с предыдущими, ни с последующими национально-освободительными выступлениями на территории Казахстана. На самом успешном начальном этапе восстания Ставку Кенесары Касымова поддержали свыше 80 султанов, биев и старшин только из Среднего жуза. В ходе восстания к нему присоединились казахи Младшего и Старшего жузов. Правда, это было не одновременно и не в равной степени. Однако тезис, выдвинутый историком Е.Бекмахановым о том, что в восстании участвовали казахи всех трех жузов, отрицать нельзя.

Освободительная война под руководством К.Касымова высветила глубину противоречий между конфликтующими сторонами, несовпадение их коренных интересов, а именно – желание российской стороны присоединить к себе огромную территорию с ее большими природными ресурсами и тем самым обеспечить себя солидным рынком сбыта, а с другой,- стремление казахов защитить свои земли от колониального захвата, восстановить свою государственность. Правда, борьба казахов за свою независимость началась гораздо раньше. Выступления народа под предводительством Сырыма Датова (1785-1797), Арынгазы Абулгазиева (1816-1821), Исатая Тайманова (1836-1937). Губайдуллы Валиханова (1824-1825) являлись убедительными доказательствами нежелания народа жить в условиях колониальной зависимости. Восстание под руководством Кенесары Касымова стало как бы логическим завершением, апогеем народного сопротивления. Время силовых дискуссий ушло в прошлое, когда подвергались сомнению общенациональный характер борьбы, ведущая прогрессивная идея этого противостояния. В национально-освободительной борьбе под предводительством Кенесары Касымова активно участвовали все слои казахского общества, простых шаруа-скотоводов до султанов-чингизидов. В составе армии Кенесары, временами дохдившей до 20 тысяч джигитов, находились выходцы из всех трех казахских жузов. Как в свое время верно заметил профессор Е.Бекмаханов, К.Касымов, “придя на новое место, тотчас же легко приобретал новых сторонников”1. Абсолютное большинство “из них добровольно и даже с энтузиазмом” становились под знамена Кенесары. Все это свидетельствует о притягательном характере программных требований и целей К.Касымова, которые достаточно убедительно и ясно были доведены до сведения императора Николая I и его генерал-губернаторов в Омске и Оренбурге. “Имея честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтоб двух владений народ пребывал в спокойной жизни, но ныне же Вы подозреваете меня, будто бы я подданных ваших людей присваиваю себе. Напротив того, я говорю, что Вы на принадлежащих деду нашему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину. Следовательно, Вы нас притесняете, и мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении Вашем никак невозможно. Например, каково бы было, если бы другое владение заведовало Россией, так то и нас возьмете в соображение”,2 - писал хан Кенесары. Безусловно, эти требования были понятны и близки без исключения всем социальным слоям казахского общества. И в основе небывалой прежде широкой популярности хана лежал именно данный фактор. Казахский народ так же, как и другие народы, в многовековой и упорной борьбе отстаивал право на уважение своего национального достоинства.

Вот почему антиколониальное выступление казахов под предводительством хана Кенесары Касымова оценивается как выдающееся событие в истории нашей страны. Принимая самое активное участие в этом общенациональном освободительном движении, казахский народ отчаянно защищал свою государственную и территориальную целостность, а через них и свою этническую аутентичность. А ведь как точно выразился сенегальский антрополог Шейх Анта Диоп, национальный суверенитет – это лучшая школа ума и души народа, единственное средство сохранения его главных достоинств.

Ставка К. Касымова смогла создать мобильную часть восставших отрядов, в необходимых случаях к ней присоединялись ополченцы разных родов. Провозглашение К. Касымова ханом, проведение многочисленных разведывательных и военных действий, военные подступы и атаки на российские отряды, на кокандские крепости, ведение дипломатических отношений с царской администрацией, с Бухарским и Хивинским ханствами – все это свидетельствует о незаурядном таланте, личном мужестве и стойкости Кенесары Касымова. Нельзя не сказать о его сподвижниках, о той плеяде военачальников, которая была рядом с ним: Агбай, Иман, Босыгора, Жанайдар, Ангал, Сураншы, Жауке, Жоламан. Борьба против захватчиков и внешнеполитическая деятельность были главными факторами в жизни Кенесары Касымова. Однако следует обратить внимания и на другую сторону его деятельности – внутреннюю политику. Поддержание хозяйственной деятельности восставших на протяжении целых десяти лет, политика в торговых отношениях, распределение пастбищных угодий, взаимоотношение между родами, решение спорных вопросов – все это входило в поле деятельности ставки К. Касымова. И в этих вопросах требовались точный расчет, твердая воля. Только в условиях жесткой дисциплины можно было решать задачи борьбы с царскими карательными отрядами и кокандскими притязаниями. Именно в силу этого в ходе восстания возникали моменты, которые с точки зрения сегодняшнего дня воспринимаются как негативные, хотя они отражали тяжелую реальную действительность.

Историческая значимость Кенесары Касымова настолько велика, что нет никакой необходимости ее идеализировать. Исторические проблемы всегда сложнее, чем попытки изображать прошлое только белым или черным цветом, что и было свойственно методологии командно-административной системы.

Сталинская методология истории всегда была в раздоре с этим фундаментальным, первоначальным принципом жизни любого этноса. Обратимся к конкретному примеру. В 1944 году 10 апреля в разгар второй мировой войны состоялось совещание историков под руководством секретарей ЦК партии Маленкова и Андреева, которое, обсудив Историю Казахской ССР в тезисах, приняло следующее решение: “1.История колонии не должна отрываться от России и других колоний. 2.Колонизация – факт объективно прогрессивный… 3.Борьба масс против … насильственных действий колонизаторов прогрессивна. 4.Но не следует идеализировать вожаков национально-освободительного движения…”/3/.

Словом, историки Казахстана, как, впрочем и других союзных республик, изучая историческое прошлое своего народа, обязаны были описывать процесс его вхождения в состав Российской империи “как факт объективно прогрессивный” и одновременно не смели “идеализировать вожаков национального движения”. Путаные, неприемлемые установки советских резолюций смыкались с идеологическими постулатами официальной идеологии России в ХIХ веке. В российском обществе, как это правильно заметили западные исследователи, на протяжении ХIХ в. постоянно усиливалось европоцентрическое чувство превосходства русских над казахами, тюркскими народами империи вообще, и при таком усилении все меньше оставалось места для толерантности и понимания иного социального уклада, иной хозяйственной структуры, иной системы ценностей. Как и другие западноевропейские колониальные державы, у которых Россия переняла это самосознание, считалось, что она должна была якобы исполнить в Азии некую цивилизаторскую миссию, неся “примитивным” нерусским свет “более высокой” европейской культуры/4/.

Кенесары Касымов как личность, наделенная выдающимися качествами, не мог не предвидеть наступления нового этапа колониальной зависимости для своего народа. Российские законодательные акты, принятые уже в 60-е гг. ХХ в., т.е. спустя 20 лет после поражения движения Кенесары, лишили казахский народ основных прав. Так, Временное Положение об управлении степными областями (21 октября 1868 г.) объявило казахские земли государственной собственностью, что, по существу, явлилось их аннексированием. Высший общественный слой казахского общества (султаны, бии, батыры и др.) были приравнены к “сельским обывателям”. Всевозрастающее значение для империи приобретает заселение казахских областей переселенцами из внутренних губерний России. Таким образом, решительное наступление на традиционные устои национальной жизни стало своеобразной реакцией власти на освободительное движение 1837-1846 гг.

Все же десятилетняя освободительная война казахского народа под предводительством Кенесары Касымова не прошла бесследно. Образы Кенесары и его соратников всегда живы и будут жить в памяти народа, вызывая гордость потомков. Время неумолимо идет вперед, выдвигая совершенно новые методы и средства борьбы за независимость. С начала ХХ в. на политическую арену вышли национальная интеллигенция, новая политическая элита, носители новых идей, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа.

Кенесары Касымов был и остался для нас рыцарем духовного наследия казахского народа.

Список литературы

Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40 годы Х1Х века. Алма-Ата. 1992. –С. 169-170.
Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова // Сб. документов. Алматы. 1996. - С.121.
Вопросы истории. 1988. № 11.- С. 64-65.
А. Каппелер. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М. 1997.- С. 153.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/
http://articles.excelion.ru/science/history/world/24353045.html